Найти тему
О книгах с любовью.

Три "Моцарта и Сальери"

Оглавление

Да, "гений и злодейство - две вещи несовместные". В эти слова А.С. Пушкина из маленькой трагедии "Моцарт и Сальери" я поверила раз и навсегда. Гений от Бога, а Божественное не может нести в мир зло. У Пушкина Сальери очень хорошо понимает, что ему "не дано". Он пытается "алгеброй поверить гармонию", а такие попытки в принципе обречены на провал. Здесь должны быть какие-то иные мерки. Сальери считаем Моцарта недостойным данного ему таланта, поскольку тот слишком легко и неправильно, как считает Сальери, относится к дару, разменивается на пустяки. Сальери устраняет эту "неправильность" при помощи яда в бокале. Моцарт же не понимает служения музыке: он музыкой живёт, она его свет и воздух, он сам музыка.

Фото из Яндекс-картинки
Фото из Яндекс-картинки

Следующая версия легенды о том, что Сальери погубил Моцарта представлена в гениальном фильме Милоша Формана "Амадей" (1984г). О событиях рассказывает сам Сальери, старик, находящийся в сумасшедшем доме и признающийся в том, что он убил Моцарта. Сальери жизнь положил на служение Музыке, он пожертвовал всем, чтобы развить свои способности, добился признания, успеха, богатства. Но тут появляется Моцарт, который все получил просто так, который обожает жизнь во всех ее проявлениях и совершенно, по мнению Сальери, не ценит того, что ему дано свыше.

Фото из Яндекс-картинки
Фото из Яндекс-картинки

Так, как Сальери слышал и чувствовал музыку Моцарта, не слышал и не чувствовал никто. Сальери завидует этому молодому наглецу, и эта зависит сжигает его изнутри. Он становится тем самым черным человеком, заказчиком "Реквиема", который доводит гениального композитора до смерти. А Моцарт верит в искренность дружбы Спльери.

И , несмотря на то, что зритель знает, чем закончится история, три часа смотришь и слушаешь, затаив дыхание на поединок таланта и гения. В финале фильма Сальери кричит сумасшедшим: "Я гений. Гений посредственности".

Фото из Яндекс-картинки
Фото из Яндекс-картинки

Третий вариант звучит в стихотворении Фазиля Искандера "Моцарт и Сальери":

В руке у Моцарта сужается бокал.

Как узкое лицо Сальери.

Вино отравлено. Об этом Моцарт знал.

Но думал об иной потере.

Вино отравлено. Чего же Моцарт ждал.

На узкое лицо не глядя?

В слезах раскаянья и вдребезги бокал,

Сальери бросится в объятья?

Вино отравлено. Печаль — и ничего.

Распахнутые в звезды двери.

Взгляд не Сальери прячет от него.

Но Моцарт прячет от Сальери.

Вино отравлено. А Моцарт медлил, ждал,

Но не пронзила горькая услада.

Раскаянья рыдающий хорал…

Тогда тем боле выпить надо.

Все кончено! Неотвратим финал!

Теперь спешил он скорбный час приблизить.

Чуть запрокинувшись, он осушил бокал.

Чтобы собрата взглядом не унизить.

Не стану комментировать: все предельно ясно.

Фото из Яндекс-картинки
Фото из Яндекс-картинки

И пусть вроде бы доказано, что Сальери не причастен к смерти Моцарта, такая легенда нужна, она необходима для того, чтобы люди знали: " гений и злодейство - две вещи несовместные".

А как считаете вы?

Поддержите автора, давайте читать хорошие книги вместе!