... Какую картину Ивана Крамского назовёт каждый человек, хоть немного знакомый с творчеством художника? Конечно же, «Неизвестная»: молодая, прекрасно одетая дама едет в открытом экипаже по Невскому проспекту - соболье пальто, золотой браслет, дорогая шляпка с пером. Восторженные газетчики писали о картине как о «русской Джоконде», но въедливый критик Владимир Стасов назвал полотно «Кокотка в коляске». Кем была эта дама на самом деле, так и осталось загадкой. Тогда (да и сейчас, кстати) считалось не совсем приличным демонстрировать напоказ богатство на улице – и в персонаже «большинством голосов» признали даму легкого поведения. Возможно, из-за такого реноме коллекционер Павел Третьяков не стал покупать это полотно, и только в 1925 году картина заняла своё место в Государственной Третьяковской галерее.
Крамской - одна из самых знаковых фигур в культурной жизни России 1860-1880-х годов: живописец организовал Петербургскую художественную артель, стал одним из создателей объединения передвижников; всегда с огромным интересом относящийся к судьбам русского искусства, Крамской был признан современниками идеологом целого поколения художников-реалистов. «Я не знаю у нас другого художника, который так схватывал бы характер лица. Даже портреты Репина, много превосходя силою красок, пожалуй, уступают силою передачи выражения индивидуальности», - вспоминал художник Василий Верещагин.
Кисть живописца почти всегда сосредотачивается именно на лице персонажа, на котором отражается целая гамма душевных страстей и переживаний.
Крамской писал, что через выражение «человеческой физиономии» на холсте можно передать то, для чего и слов не подберешь. Именно поэтому Крамской, великолепно передавая «смысл лица», часто обозначал фон картины лишь мазками, считая его второстепенным – чтобы зритель не отвлекался от главного, рассматривая работу.
Выдающийся портретист, Иван Крамской всегда получал множество заказов. По заказу Павла Третьякова художник создал целую галерею изображений выдающихся людей, среди которых - Лев Толстой, Николай Некрасов, Александр Грибоедов, Михаил Салтыков-Щедрин и многие другие. К сожалению, из-за крайней занятости у Крамского почти совсем не оставалось времени, чтобы писать «для души»...
Коллеги-передвижники частенько упрекали Крамского за приверженность к панславизму, за многочисленные портреты с изображением членов царской семьи. Художник, собственно, от таких обвинений не открещивался, ставя перед собой цель развития национального искусства. Писал-то он не только лучших представителей эпохи, но и простых крестьян, считая их труд необходимым элементом русского самосознания. Крамской утверждал, что «искусство и не может быть никаким иным, как национальным. Нигде и никогда другого искусства не было, а если существует так называемое общечеловеческое искусство, то только в силу того, что оно выразилось нацией, стоявшей впереди общечеловеческого развития. И если когда-нибудь в отдаленном будущем России суждено занять такое положение между народами, то и русское искусство, будучи глубоко национальным, станет общечеловеческим».
«Крамской во многих своих взглядах опередил время», — отмечает заведующая экспозиционным отделом музея им. И. Н. Крамского Ольга Рябчикова. Иван Николаевич не только писал выдающиеся полотна, но и публиковал критические статьи об искусстве. Основной идеей, которую живописец долгое время «продвигал в массы», стал призыв избавиться от влияния Академии художеств на искусство и создать профессиональные школы рисования и мастерские, где юные таланты могли бы учиться у опытных художников, но не копировать их манеру письма, а разрабатывать собственный стиль и видение. Когда Академия художеств хотела присудить Крамскому звание профессора за полотно «Христос в пустыне», тот отказался, полностью абстрагируясь от деятельности этого высокого института и желая оставаться независимым.
Крамской также настаивал на том, чтобы художники получали хорошее образование: «Чтобы критиковать массу, нужно стоять выше массы и понимать общество во всех его интересах и проявлениях».
Анна Цомакион, автор первых статей для павленковской библиотеки ЖЗЛ, в замечательном очерке «Иван Крамской» всего лишь в нескольких строках емко отразила значение художественной деятельности творца: «Своей плодотворной деятельностью в качестве художника и художественного критика он сослужил неоценимую службу искусству, обществу и будущему поколению художников. Его оригинальные и неотразимо прелестные картины составляют ценный вклад в историю искусства. Благодаря вложенным в них идеям они имеют несомненное воспитательное значение для публики; кто видел эти картины хотя бы один раз, тот знает, что забыть их невозможно».
📖 Иван Крамской об искусстве:
🎨 Форма и краски – только средства, которыми следует выражать ту сумму впечатлений, какая получается от жизни.
🎨 Художник есть служитель истины путем красоты.
🎨 Мне кажется справедливым, чтобы художник был более из наиболее образованных людей своего времени; он обязан не только знать, на какой точке стоит теперь развитие, но и иметь мнения по всем вопросам, волнующим лучших представителей общества.
🎨 Если картина возбуждает толки, и даже оживленные, значит, в ней есть же что-нибудь; стало быть, искусство может исполнять роль несколько более высшего порядка, чем украшение и забава жизни.
🎨 Человечество всегда дорожило теми художественными произведениями, где с возможной полнотой выражена драма человеческого сердца или просто внутренний характер человека. Часто изображения одного только характера бывает достаточно, чтобы имя художника осталось в истории искусства.
🎨 Настоящему художнику предстоит громадный труд - поставить перед лицом людей зеркало, от которого бы сердце их забило тревогу.
🎨 Внешность в картине не имеет сама по себе никакой цены и должна всецело зависеть от идеи.
🎨 Русская живопись так же существенно отличается от европейской, как и литература. Точка зрения наших художников на мир тенденциозная по преимуществу.
🎨 Можно иметь на палитре все краски и писать однотонно.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!