После предполагаемой блокировки этого канала, я удалила многие публикации, написанные лично. Зачем? На всякий случай. Все таки условия о том, что «любой контент, который уже был размещен в интернете, а после был опубликован в Дзене» считается не авторским многим выполнить очень сложно, а невыполнение несёт за собой санкции и блокировку. Но особо любимые мною статьи я скопировала, буду публиковать их ещё раз. Может кому-то они будут полезны и интересны. Прошу простить, если кто уже их читал. Думаю, что для подписавшихся на канал недавно, они будут интересны. Итак, с небольшими изменениями эта публикация для Вас.
Зубов Фёдор Евтихиевич художник-иконописец, живший в XVII веке. Чем характерны его работы? Присмотритесь у него личный, авторский калиграфический стиль, где преобладает четко выписанный тончайший декоративный узор. Ф. Зубов создавал иконы в стиле барокко и старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с древними традициями.
Он работал при царском дворе знаменщиком Оружейной палаты и был одним из пяти «жалованных иконописцев» и выполняя царские заказы более сорока лет, снискал славу «мастера доброго в иконном художестве».
При дворе иконописцы были «жалованные» и «кормовые». Кем были эти «жалованные иконописцы» царского двора? Жалованный иконописец — мастер, работающий при дворе царя или патриарха, получающий за это постоянное жалованье, а кормовой иконописец - нанимаемый на время выполнения заказа и получающий «корм» — вознаграждение. Стать «жалованным» иконописцем для того времени означало иметь привилегии и что очень важно, давало уверенность в завтрашнем дне и, если говорить современным языком, было хорошим карьерным ростом.
Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал большое количество икон. Работал он и над стенными росписями Кремлёвских соборов.
Исследователи русской иконописи считают, что именно Федор Зубов вернул изображаемым ликам святых живость и духовную выразительность.
Икона «Рождество Богородицы» 1688 года яркий этому пример и является самым поздним из немногочисленных сохранившихся подписных произведений Федора Евтихиева Зубова (он умер в 1689 году).
Присмотритесь 👆 на этой иконе художник демонстрирует все своё мастерство. Тщательная проработка живоподобных ликов, тонкая проработка деталей и миниатюрное письмо пейзажных фонов. Все эти детали характеризуют Ф. Зубова как искусного иконописца.
Также ему не было равных в умении составлять композицию иконы. На иконе «Рождество Богородицы» иконописец повествовательно, рядом с основным действием, изобразил несколько сцен, рассказывающих о том, что предшествовало Рождеству Пресвятой Богородицы и затем последовало за ним.
В 1680-е годы в русской иконописи появляется новая композиционная схема. Все изображения и сцены Рождества Богородицы размещены внутри симметричной конструкции, напоминающей своей формой триумфальную арку.
Рассматривая икону обратите внимание, что центральная сцена Рождества Богоматери увеличена в масштабе относительно других и это зрительно выделяет ее, как главную во всей композиции. Все происходящее разворачивается в интерьере, где вверху изображен ряд окон, Анна сидит на ложе с алым балдахином перед накрытым столом, справа служанка передает ей спеленатую Марию, а девушки подносят дары. Автор подчеркивает возрастную разницу между персонажами — Анна и служанка представлены стареющими женщинами, с морщинами на лицах, а девушки представлены скорее как девочки-подростки.
Особой выразительности мастер достигает за счет каллиграфически четко прописанного и усложненного рисунка в изображении складок полога, покрывала Анны, пелен Марии, деталей одежд.
Символично, что иконописец 👆 справа внизу разместил рядом две разновременные сцены прихода Иоакима и Анны в храм — отвержение даров бездетной пары и принесение ими в храм новорожденной дочери.
Таким образом, именно отсюда начинается зрительное чтение всего повествования и здесь же оно заканчивается. Сцену, когда Иоаким и Анна рады узнав о Зачатии Богородицы мастер поместил в левый нижний угол👇
Сцена купания новорожденной Марии размещена в правом верхнем регистре арки👇
Слева ей соответствует изображение пира по случаю рождения Марии👇
Две сцены моления о чадородии Иоакима и Анны поместили в верхних углах над аркой👇
👇
Еще несколько дополнительных эпизодов представлены в трехчастной надстройке арки. В ней в центре изображено ласкание дочери Анной и Иоакимом, в левой части — явление ангела молящимся о чадородии супругам, справа — беседа Иоакима со служанкой👇
В Оружейной палате мастер прослужил почти двадцать восемь лет. Это было именно служение, трудное и смиренное, ведь иконописцам приходилось работать днем и ночью, а став известным царским иконописцем, Федор Зубов никогда не забывал о родине и подписывал свои произведения «Великие Перми уроженец».
Если Вам интересно изучать истории о возникновении монастырей, храмов, жития святых и все о православии, также как и мне, помогите мне это понять и поставьте лайк, а лучше напишите комментарий, я с удовольствием Вам отвечу. Надеюсь, что сегодня Вы узнали что-то новое в этой «не новой» публикации.
До новых встреч!
#православие #иконография #иконопись #иконописец #икона #пресвятая богородица #федор зубов