Найти тему
Макс Якуба

Всё едино? Всё, иди на...

«Много зла в мире. Значит общая задача людей, и твоя в частности — это зло устранять. В военное время ясно: бери меч или автомат — а в мирное время? Честная работа должна стать устранением этого всеобщего зла. В этом высший смысл». Олег Куваев. «Территория»

«Зло неистребимо, но не бороться с ним — ещё большее зло». Арабская пословица

Николай Константинович Рерих. Лотос, 1933 г.
Николай Константинович Рерих. Лотос, 1933 г.

По моим наблюдениям, в отношении так называемой «позиции наблюдателя» существуют два устоявшихся стереотипа (я бы даже назвал их заблуждениями).

Первый разделяют и заявляют сторонники и пропагандисты позиции наблюдателя, и сводится он к тому, что для наблюдателя не существует добра и зла, поскольку для него, якобы, всё едино.

Убеждён, что это не так. Наблюдатель не безразличен, а неспособность различать добро и зло — это и есть безразличие. Для наблюдателя добро и зло не просто существуют, а существуют раздельно, и между ними нет знака равенства. Наблюдателю не всё равно: он видит, понимает и признаёт различия.

И это вовсе не значит, что он принимает добро и отвращается от зла, или наоборот. Он не принимает добро и не отвращается от зла, так же как не принимает зло и не отвращается от добра — он просто наблюдает. Точнее, не просто наблюдает, а изучает различия, углубляет понимание различий и своё небезразличное отношение к добру и злу в себе самом.

Кстати, второй стереотип-заблуждение касается именно отношения наблюдателя к добру и злу. Этот стереотип разделяют и заявляют противники и критики позиции наблюдателя, и сводится он к тому, что наблюдатель равнодушен (безразличен). С безразличием разобрались — теперь о равнодушии.

Наблюдатель не переживает пристрастно, а сопереживает бесстрастно. Тот, кто принял добро и отвратился от зла (или сделал наоборот), уже не беспристрастен. Он будет защищать одно и осуждать другое, вольно или невольно вкладывая в это всю свою страсть. В этом его тактическая сила и стратегическая слабость, поскольку страсть — это вспышка, и сколько длится вспышка, не имеет никакого значения.

Чтобы победить страстного защитника добра, достаточно просто отойти в сторонку и подождать, когда он выдохнется и упадёт без сил, а потом пойти и взять себе всё, что он считал своим. К сожалению, многие защитники зла, зная это, именно так и делают.

Наблюдатель не бесчувственен, но бесстрастен, и в этом его стратегическая сила, и тактическая слабость, поскольку люди в основном пристрастны, и отсутствие страсти воспринимают как холод и равнодушие.

Наблюдатель любит зло и сострадает добру, потому что и добро он любит, а злу сострадает. Не одинаково — по-разному, но в равной степени. Это любовь и сострадание равные по количеству, но разные по качеству. И с лозунгом «всё едино» такое восприятие мира имеет очень мало общего.

Эта статья в vk | Все статьи автора в vk | Группа в vk | Телеграм-канал