Найти тему
Нетология

Пишем мотивационное письмо

Поступление в вуз — сложный процесс, особенно если дело касается ведущих российских университетов. Сейчас высшее образование можно получит онлайн, но требования к абитуриентам не снижаются: чтобы попасть на интересующий вас курс, придётся потрудиться.

Мы продолжаем серию статей про мотивационные письма. Первое, в котором мы рассказывали, что такое мотивационное письмо и чем оно отличается от эссе, можно прочитать по ссылке. Сегодня на очереди — рассказ о том, как лучше его писать.

С чего начать работу над письмом

Первый совет может показаться банальным, но он рабочий: начинать стоит с плана. Это позволит наметить все важные моменты и ничего не забыть.

Запланируйте побольше времени на работу над письмом, чтобы текст можно было отложить на пару дней и потом оценить заново. Можно даже написать несколько вариантов, затем сравнить их и выбрать лучший. Записывайте в заметки все идеи и тезисы, которые приходят в голову — так вы не упустите действительно хорошие идеи.

✏️ План подготовки письма

  • посмотрите список требований и условий конкретного вуза — обычно они есть на сайте учебного заведения в соответствующих разделах;
  • набросайте структуру письма;
  • составьте список своих достижений, которые стоит упомянуть в письме;
  • продумайте аргументы, которые покажут вашу заинтересованность в программе;
  • напишите текст;
  • дайте тексту отлежаться несколько часов, а лучше дней, затем отредактируйте его;
  • оформите текст в соответствии с требованиями вуза;
  • перед отправкой проверьте на опечатки, стилистические неточности, ещё раз сверьтесь со списком требований и убедитесь, что ничего не забыли.

Как написать ярко и убедительно

Мотивационное письмо, которое запомнится экзаменаторам, должно быть оригинальным, честным и понятным, логичным и грамотным. А ещё — раскрывать вас как живого человека.

✏️ Оригинально: один вуз — одно письмо

Если вы подаётесь на несколько программ одновременно, важно для каждой написать уникальное письмо: помните, что главная задача — выделиться и запомниться комиссии. У всех программ есть свои преимущества и особенности, поэтому обойтись одним текстом не получится. Если текст шаблонный, это будет заметно, и комиссия расценит такой подход как незаинтересованность в обучении.

✏️ Честно и про живого человека

Не бойтесь использовать живые формулировки и яркие метафоры и высказывать оригинальные суждения. Пишите о своих эмоциях, ощущениях, ожиданиях от обучения. Не бойтесь делиться мечтами и планами на будущее. Представьте, что рассказываете о себе старшему товарищу, с которым вы близки, но без панибратства.

Напишите историю, которая раскроет вашу личность, иллюстрируйте свои аргументы деталями из жизни. Но не забывайте про логичность и последовательность изложения.

Стоит избегать клише и избитых образов — они мешают проявить в тексте вашу индивидуальность. Лучше не шутить на острые темы: есть опасность, что члены приёмной комиссии неправильно поймут и оценят шутку.

✏️ Понятно: метод ABC для описания навыков

Чтобы уйти от простого перечисления навыков, можно воспользоваться методом ABC — его суть в том, чтобы описывать каждый навык, отвечая на три вопроса:

A — Activity — Что я сделал(а) / делаю?

  • Во время учёбы в бакалавриате я руководил студенческим СМИ.
  • Я был главным организатором секции по проектной деятельности в образовательном лагере для студентов.

B — Benefit — Какие навыки получил(а) в процессе?

  • Благодаря этому я приобрёл навыки управления командой и знаю все этапы производства цифрового контента.
  • Благодаря этому я приобрёл опыт создания собственного продукта и навыки управления проектом и командой.

С — Course — Как это связано с выбранным курсом?

  • Это важно для направления «Медиакоммуникации»: теперь я знаю, как работает индустрия медиа.
  • Это важно для специальности «Управление цифровым продуктом»: я могу экстраполировать свой опыт на другой масштаб и применить его в управлении продуктами.

✏️ Логично и последовательно

Лучше всего развивать мысль последовательно, без долгих отступлений и перепрыгиваний с одной темы на другую. Текст должен быть простым и понятным, но использовать профессиональную лексику можно и нужно — главное, чтобы вы делали это уместно и хорошо понимали её значение.

✏️ Грамотно и с правильным оформлением

Грамотный и правильно оформленный текст — важная часть образа абитуриента.

Делите текст на небольшие параграфы, избегайте длинных витиеватых выражений — в сложных причастных и деепричастных оборотах высок риск потерять мысль или запутаться в пунктуации.

На ошибки и опечатки текст удобно проверять сервисом «Орфограммка»: он умеет находить не только грамматические ошибки, но и пунктуационные, стилистические.

Оформить документ лучше в едином цветовом и шрифтовом решении, на однотонном фоне.

Как оформить письмо?

Некоторые вузы регламентируют шрифты, отступы и поля, поэтому всегда изучайте список требований к письму до оформления. Но если определённых требований нет, можно использовать универсальные рекомендации:

  • Работайте в Google Документах — так у вас будет возможность править текст с любого устройства и хранить его в облаке, а доступ давать по ссылке. Такой документ можно сохранять в формате .pdf или .docx и отправлять по почте.
  • Используйте шрифт Times New Roman или Arial, 12 кегль, межстрочный интервал — полуторный, цвет текста — чёрный или тёмно-серый, без выделения цветом, без курсива или подчёркиваний.
  • Разбивайте текст на смысловые абзацы без интервалов между ними, со стандартными отступами при помощи клавиши Tab.
  • Выравнивайте текст по ширине.

Написание мотивационного письма — сложный процесс, но подходить к нему нужно серьёзно. Магистратура может полностью поменять ваш карьерный вектор: если вы выбрали этот путь, на подготовку к поступлению нужно потратить определённые усилия.

Переходите по ссылке и знакомьтесь с вариантами магистратур, которые предлагает Нетология в сотрудничестве с ведущими российскими вузами. Мы ждём вас.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц