Поступление в вуз — сложный процесс, особенно если дело касается ведущих российских университетов. Сейчас высшее образование можно получит онлайн, но требования к абитуриентам не снижаются: чтобы попасть на интересующий вас курс, придётся потрудиться.
Мы продолжаем серию статей про мотивационные письма. Первое, в котором мы рассказывали, что такое мотивационное письмо и чем оно отличается от эссе, можно прочитать по ссылке. Сегодня на очереди — рассказ о том, как лучше его писать.
С чего начать работу над письмом
Первый совет может показаться банальным, но он рабочий: начинать стоит с плана. Это позволит наметить все важные моменты и ничего не забыть.
Запланируйте побольше времени на работу над письмом, чтобы текст можно было отложить на пару дней и потом оценить заново. Можно даже написать несколько вариантов, затем сравнить их и выбрать лучший. Записывайте в заметки все идеи и тезисы, которые приходят в голову — так вы не упустите действительно хорошие идеи.
✏️ План подготовки письма
- посмотрите список требований и условий конкретного вуза — обычно они есть на сайте учебного заведения в соответствующих разделах;
- набросайте структуру письма;
- составьте список своих достижений, которые стоит упомянуть в письме;
- продумайте аргументы, которые покажут вашу заинтересованность в программе;
- напишите текст;
- дайте тексту отлежаться несколько часов, а лучше дней, затем отредактируйте его;
- оформите текст в соответствии с требованиями вуза;
- перед отправкой проверьте на опечатки, стилистические неточности, ещё раз сверьтесь со списком требований и убедитесь, что ничего не забыли.
Как написать ярко и убедительно
Мотивационное письмо, которое запомнится экзаменаторам, должно быть оригинальным, честным и понятным, логичным и грамотным. А ещё — раскрывать вас как живого человека.
✏️ Оригинально: один вуз — одно письмо
Если вы подаётесь на несколько программ одновременно, важно для каждой написать уникальное письмо: помните, что главная задача — выделиться и запомниться комиссии. У всех программ есть свои преимущества и особенности, поэтому обойтись одним текстом не получится. Если текст шаблонный, это будет заметно, и комиссия расценит такой подход как незаинтересованность в обучении.
✏️ Честно и про живого человека
Не бойтесь использовать живые формулировки и яркие метафоры и высказывать оригинальные суждения. Пишите о своих эмоциях, ощущениях, ожиданиях от обучения. Не бойтесь делиться мечтами и планами на будущее. Представьте, что рассказываете о себе старшему товарищу, с которым вы близки, но без панибратства.
Напишите историю, которая раскроет вашу личность, иллюстрируйте свои аргументы деталями из жизни. Но не забывайте про логичность и последовательность изложения.
Стоит избегать клише и избитых образов — они мешают проявить в тексте вашу индивидуальность. Лучше не шутить на острые темы: есть опасность, что члены приёмной комиссии неправильно поймут и оценят шутку.
✏️ Понятно: метод ABC для описания навыков
Чтобы уйти от простого перечисления навыков, можно воспользоваться методом ABC — его суть в том, чтобы описывать каждый навык, отвечая на три вопроса:
A — Activity — Что я сделал(а) / делаю?
- Во время учёбы в бакалавриате я руководил студенческим СМИ.
- Я был главным организатором секции по проектной деятельности в образовательном лагере для студентов.
B — Benefit — Какие навыки получил(а) в процессе?
- Благодаря этому я приобрёл навыки управления командой и знаю все этапы производства цифрового контента.
- Благодаря этому я приобрёл опыт создания собственного продукта и навыки управления проектом и командой.
С — Course — Как это связано с выбранным курсом?
- Это важно для направления «Медиакоммуникации»: теперь я знаю, как работает индустрия медиа.
- Это важно для специальности «Управление цифровым продуктом»: я могу экстраполировать свой опыт на другой масштаб и применить его в управлении продуктами.
✏️ Логично и последовательно
Лучше всего развивать мысль последовательно, без долгих отступлений и перепрыгиваний с одной темы на другую. Текст должен быть простым и понятным, но использовать профессиональную лексику можно и нужно — главное, чтобы вы делали это уместно и хорошо понимали её значение.
✏️ Грамотно и с правильным оформлением
Грамотный и правильно оформленный текст — важная часть образа абитуриента.
Делите текст на небольшие параграфы, избегайте длинных витиеватых выражений — в сложных причастных и деепричастных оборотах высок риск потерять мысль или запутаться в пунктуации.
На ошибки и опечатки текст удобно проверять сервисом «Орфограммка»: он умеет находить не только грамматические ошибки, но и пунктуационные, стилистические.
Оформить документ лучше в едином цветовом и шрифтовом решении, на однотонном фоне.
Как оформить письмо?
Некоторые вузы регламентируют шрифты, отступы и поля, поэтому всегда изучайте список требований к письму до оформления. Но если определённых требований нет, можно использовать универсальные рекомендации:
- Работайте в Google Документах — так у вас будет возможность править текст с любого устройства и хранить его в облаке, а доступ давать по ссылке. Такой документ можно сохранять в формате .pdf или .docx и отправлять по почте.
- Используйте шрифт Times New Roman или Arial, 12 кегль, межстрочный интервал — полуторный, цвет текста — чёрный или тёмно-серый, без выделения цветом, без курсива или подчёркиваний.
- Разбивайте текст на смысловые абзацы без интервалов между ними, со стандартными отступами при помощи клавиши Tab.
- Выравнивайте текст по ширине.
Написание мотивационного письма — сложный процесс, но подходить к нему нужно серьёзно. Магистратура может полностью поменять ваш карьерный вектор: если вы выбрали этот путь, на подготовку к поступлению нужно потратить определённые усилия.
Переходите по ссылке и знакомьтесь с вариантами магистратур, которые предлагает Нетология в сотрудничестве с ведущими российскими вузами. Мы ждём вас.