Найти тему
kARTinka

Смотрим на картины сюрреализма глазами Сальвадора Дали

Оглавление

Что такое сюрреализм и с чем его едят?

Сюрреализм – художественное движение, возросшее на фундаменте философии «отца психоанализа» Зигмунда Фрейда. Будущие первопроходцы течения заметили, что то особое значение, которое психоаналитики давали снам и галлюцинациям, грезам и фантазиям можно перенести на искусство, создать новый язык выразительности, аппелирующий к бессознательному художника.

Первый манифест сюрреализма провозглашал, что движение «основывается на вере в высшую реальность определенных ассоциативных форм, которыми до него пренебрегали, на вере во всемогущество грез, в бескорыстную игру мысли. Оно стремится бесповоротно разрушить все иные психические механизмы и занять их место при решении главных проблем жизни».

Сальвадор Дали

Дали - одна из самых ярких фигур в истории сюрреализма. У художника было свое видение творчества, и он был убежден, что оно было единственно верным. Дали заявлял (концовка стала почти крылатой фразой среди художников): «Сюрреализм — не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм — полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я — сюрреализм». И правда, его выставки, манера говорить, вести себя, одеваться – везде присутствовал элемент провокации, эпатажа.

Эпатажные снимки Сальвадора Дали
Эпатажные снимки Сальвадора Дали
Сюрреалистические снимки Филиппа Халсмана при участии Дали
Сюрреалистические снимки Филиппа Халсмана при участии Дали

Как смотреть на сюрреалистическую картину?

С первого взгляда это набор причудливых фигур и безумных предметных композиций. Так, пожалуй, и есть. Но что такое "безумство"? Не та ли это область человеческого сознания, которую мы не можем постичь? Именно к этому, к бессознательной части нас, и обращались сюрреалисты. На их картинах мы видим множество символов, подсказок, ассоциаций и образов, которые возникают как реакции на события и переживания нашей жизни независимо от рационального сознания. Посмотрим, что нам пыталось сказать бессознательное Сальвадора Дали на его полотне "Предчувствие гражданской войны".

Предчувствие гражданской войны

В 1930-е Испания переживала трудные времена. Едва осталась позади буржуазно-демократическая революция, провозгласившая республику, как власть оказалась в руках профашистской партии, начался период «черного двухлетия» , известный как время террора властей, массовых забастовок, восстаний и жестокого их подавления. В 1936 году как реакция на укрепление фашизма возник Народный фронт, призванный защищать интересы республики, но уже через полгода против него выступили фашисты, что и ознаменовало собой начало Гражданской войны в Испании. Страна буквально разрывалась на части противоборствующими политическими силами.

И в 1936 году художник пишет картину.

Сальвадор Дали. Предчувствие гражданской войны. 1936. Художественный музей, Филадельфия.
Сальвадор Дали. Предчувствие гражданской войны. 1936. Художественный музей, Филадельфия.

Ужасающая конструкция занимает большую часть полотна. Она состоит из сросшихся друг с другом частей человеческого тела , пугающе реалистичных: рук с преувеличенно костлявыми запястьями, деформированной ступни, уродливой головы и ноги, упирающейся в подобие тазобедренной кости. Существо словно застыло в моменте мучительной борьбы, хотя и нельзя сказать точно: то ли это два отдельных чудовища, борющихся друг с другом, то ли это один монстр, разрывающий сам себя на части. Ощущение борьбы усиливается и благодаря композиционным особенностям картины: фигура расположена так, что отдельные ее части (например, голова и, вероятно, колено) практически «упираются» в края картины, создавая впечатление, что чудовище изо всех сил пытается себя разорвать . В этом можно усмотреть аллюзию на происходящее в Испании: так же, как части чудовища силились разорвать себя, страна разрывалась на части разными политическими силами. Вот так, вероятно, подсознание Дали воспринимало происходящее.

Кроме того, если долго всматриваться в картину, разглядывая отдельные элементы конструкции и помня об историческом контексте, невольно возникают ассоциации. Так, поднятый вверх кулак напоминает символ республиканцев. Если мысленно посмотреть под другим углом на ту часть существа, которая служит основанием для головы, она примет форму серпа – одного из символов коммунизма. Наконец, изломы и изгибы конструкции ассоциируются с ломанными линиями фашистской свастики. Именно эти три идеологических течения и господствовали в Испании в годы гражданской войны.

Вернемся к композиции. Дали проводит линию горизонта очень низко, тем самым предоставляя зрителю смотреть на фигуру как будто снизу вверх, что придает ей в глазах смотрящего пугающее величие. Кроме того, из-за низкого горизонта большая часть конструкции оказывается на фоне неба. Контраст цветовой гаммы неба и чудовища позволяет ему выглядеть еще более устрашающе.

Война внушает ужас самой своей природой: смерть, опустошение, разрушение. Именно такое впечатление производит и картина, в том числе посредством ассоциаций. Например, колорит пейзажа – желтые, коричневые, серые цвета подсказывают нам, что он не просто пустынный, а скорее опустошенный. Тревожные ощущения от полотна усиливаются и цветовой гаммой конструкции: желтый, белый, серый, рыжеватый цвета непроизвольно ассоциируются с цветом человеческой кожи или даже костей, что в сочетании с совсем не человеческой формой чудовища вызывает отвращение.

Важные детали

Важную роль в прочтении созданного художником образа играют детали. Так, страдание и боль, присущие войне, отражены на лице монстра. Его голова слегка запрокинута вверх, мышцы шеи и лица неестественно сильно напряжены, а лицо искажает гримаса, то ли боли, то ли злобы.

Дали. Предчувствие гражданской войны. Фрагмент.
Дали. Предчувствие гражданской войны. Фрагмент.

Ниже, вытянутая вверх рука с деформированным запястьем сжимает женскую грудь, символ материнства, начала новой жизни. Проступающие мышцы и сухожилия указывают на «мертвую» хватку, что подсказывает нам, насколько несовместимы война и жизнь. Вторая рука, напротив, словно обессилев, свисает, склонившись к земле.

Дали. Предчувствие гражданской войны. Фрагмент.
Дали. Предчувствие гражданской войны. Фрагмент.
Дали. Предчувствие гражданской войны. Фрагмент.
Дали. Предчувствие гражданской войны. Фрагмент.

Повторяющиеся образы

Особого внимания заслуживают детали, систематически повторяющиеся на полотнах Дали. Каждая из них – особый далианский символ, значение которого помогает понять смысл целого. Например, в левом нижнем углу, за запястьем чудовища, изображена фигура мужчины. Его взгляд, однако, прикован вовсе не к конструкции, его интересует что-то за ней, скрытое от нашего взгляда телом монстра. Этот образ узнаваем – впервые его можно встретить на картине «Аптекарь из Эмпурдà Ампурдана, который совсем ничего не ищет». Он еще не раз появляется на последующих картинах Дали.

Сальвадор Дали. Аптекарь из Эмпурдà Ампурдана, который совсем ничего не ищет.
Сальвадор Дали. Аптекарь из Эмпурдà Ампурдана, который совсем ничего не ищет.

Еще один узнаваемый далианский сюжет – пейзаж Ампурданской равнины, где находится Фигерес, родной город художника. По сравнению с огромной конструкцией, как город, так и человек выглядят нарочито крошечными, незначительными, наводя на мысль о том, какие пугающие масштабы имеет война и как мало для нее значит человеческая жизнь.

Внизу, под телом существа, рассыпана горстка вареных бобов – еще один красноречивый образ, в котором воплотились лишения войны: бобы считались едой бедных, а в предвоенные и военные годы, когда многие семьи столкнулись с острой нехваткой продовольствия или лишились своих хозяйств, они служили единственной пищей.

Дали. Предчувствие гражданской войны. Фрагмент. Комод, бобы
Дали. Предчувствие гражданской войны. Фрагмент. Комод, бобы
Дали. Предчувствие гражданской войны. Фрагмент. Костыль
Дали. Предчувствие гражданской войны. Фрагмент. Костыль

Опорой для всей мягкой конструкции служит ступня в правом нижнем углу картины. Она выполняет роль костыля – одного из любимых мотивов Дали, очень часто фигурирующих в его работах. В детстве Дали нашел костыли на чердаке дома, и находка произвела на него очень сильное впечатление, навсегда став образом, воплощающим в себе устойчивость, поддержку, уверенность. По мнению художника, костыли необходимы конструкциям, которые в том или ином смысле по природе своей неустойчивы и не могут сами держать форму.

Наконец, еще одна важная деталь на полотне – комод с выдвижными ящиками, он также часто появляется в творчестве художника. Выдвижной ящик Дали – хранитель тайн, надежно сокрытых от чужих глаз, визуализированный образ «тайника мыслей» из учений Фрейда. Выдвинуть ящик – значит узнать сокровенную тайну, выставить ее на всеобщее обозрение. Возможно, что на полотне комод с выдвижными ящиками символизирует истинные причины начала гражданской войны, а быть может, - и ее исход. Однако, ящики закрыты и находятся в тени, как бы говоря нам, что тайное так и останется тайным.

А какое впечатление на Вас производит картина?)

Подписывайтесь на канал, чтобы разбираться в течениях и стиля искусства) А еще больше про искусство здесь 💓 https://t.me/+cOdIy_85BugwMjZi