Лютеранство - одно из главных христианских вероисповеданий, основанное Лютером и изложенное им и его продолжателями в ряде символических книг (важнейшая - "Формула согласия", 1580). Лютеранство - господствующее вероисповедание в Северной Германии, Скандинавии, Финляндии и Прибалтийских губерниях.
Лютеранство - протестантское течение в христианстве; с лютеранством связано возникновение понятия протестантизм, т.к. именно лютеран начали называть протестантами после их протеста в Шпайере. Лютеранство возникло в XVI в. в результате реформационного движения в Германии, а затем и в скандинавских странах - во время формирования государственных церквей. Основные принципы вероучения лютеранской церкви были сформулированы в процессе борьбы Мартина Лютера и его сторонников против злоупотреблений Римско-католической церкви и радикальных протестантских движений (анабаптизм, цвинглианство, кальвинизм и др.).
Термин "лютеранство" впервые использовал в 1520 г. Иоганн Экк в своей полемике против Мартина Лютера и его единомышленников - тогда этот термин был использован в уничижительном смысле. В дальнейшем термин "лютеранство"приобрел нейтральный оттенок. Мартин Лютер относился к такому названию отрицательно и в книге "Формула согласия"(1580) оно не используется. В начале XVII в. термин "лютеранство"не был общепринятым, хотя в Голландии так называли немецких протестантов. Более широкое распространение это название получило после окончания Тридцатилетней войны, а наиболее корректными являются термины - "евангелическое христианство" и "евангелические христиане".
Принципы вероучения лютеранства:
- учение о Священном Писании как единственном источнике вероучения, доступном толкованию каждого;
- оправдание одной верой, силой благодати;
- отрицание церковной иерархии;
- признание таинств лишь внешними знаками общения с Христом. Вместо семи таинств признаются только два: крещение и причащение;
- богослужение отличается большей, сравнительно с католическим и православным, простотой;
- проповедям отведено более важное место;
- в возрасте 12 - 18 лет лютеране совершают торжественное исповедание веры (конфирмацию);
- организация церковного устройства принадлежит высшему представителю гражданской власти в государстве;
- приходские священники, пасторы избираются мирянами.
В России лютеранская церковь носит название евангелическо-лютеранской.
Исторические этапы становления и развития учения Мартина Лютера (лютеранства):
- история лютеранства началась 31 октября 1517 г., когда католический монах из Германии Мартин Лютер опубликовал в саксонском Виттенберге 95 тезисов в пользу отмены "Богатой церкви". Мартин Лютер не пытался создать отдельную христианскую конфессию, он хотел очистить католицизм от накопившихся за века догматических ошибок;
- в 1520 г. Католическая церковь объявила Мартина Лютера еретиком, а император - преступником (Вормсский эдикт 1521 г.);
- протест Мартина Лютера неожиданно нашел отклик среди немецких князей: светским защитником Мартина Лютера выступил саксонский курфюрст Фридрих III, который укрыл его в тюрингском замке Вартбург (там Мартин Лютер смог перевести Библию на немецкий язык);
- в 1529 г. целый ряд лютеранских князей заявили о себе на имперском сейме в Шпайере - после этого протеста они получили название "протестанты";
- в 1529 г. на Марбургском диспуте обнаружились противоречия внутри протестантского течения между лютеранами и кальвинистами;
- в 1530 г. лютеране сформулировали Аугсбургское исповедание, которое было отклонено императором Карлом V на заседании рейхстага;
- в 1531 г. лютеранские князья Саксонии и Гессена образуют Шмалькальденский союз;
- в 1546 г. смерть Мартина Лютера становится удобным поводом для развязывания Шмалькальденской войны, в результате которой лютеране потерпели поражение;
- в 1548 г. было принято Аугсбургское временное постановление - временное перемирие с католиками, которое закрепляло основные догматы католической церкви, делая незначительные уступки протестантам (необязательность целибата для пасторов и разрешение причастия под двумя видами);
- 22 декабря 1548 г. за Аугсбургским Интеримом последовал Лейпцигский Интерим, подписанный Филиппом Меланхтоном;
- в 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир, легализовавший лютеран в Священной Римской империи.
Лютеранская Реформация в Скандинавии и Прибалтике:
- в 1527 г. король Густав Ваза начинает лютеранскую реформацию в Швеции (частью которой являлась Финляндия, включая Выборг);
- в 1536 г. король Кристиан III делает лютеранство государственной религией Дании (которая в то время включала в себя Норвегию и Исландию);
- в 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир, закрепивший разделение Германии на лютеранский Север (Бранденбург, Гессен, Саксония) и католический Юг (Бавария);
- в 1561 г. лютеранство укрепилось в Прибалтике, когда последний ландмейстер Тевтонского ордена в Ливонии Готхард Кетлер отрекся от католицизма и основал герцогство Курляндии. В 1561 г. шведское лютеранство обосновалось в Эстонии.
Соглашательская позиция Филиппа Меланхтона (подписание Интеримов в 1548 г.) вызвала раскол в среде лютеран между гнесиолютеранами и филиппистами (названных в честь Филиппа Меланхтона) по вопросу об отношении о природе Причастия:
- в 1560 г. на некоторое время филиппистам удалось одержать верх над гнесиолютеранами и распространить своё влияние по всей Саксонии. Центром филлипистов стал Виттенберг;
- в 1574 г. филлиписты потерпели поражение;
- разногласия между гнесиолютеранами и филиппистами заканчиваются написанием книги "Формула согласия" (1580 г.), которая положила начало конфессиональному лютеранству, а период недолгого мира получил название "лютеранской ортодоксии", сухость которой вскоре вызывала реакцию пиетизма.
В 1563 г. Тридентский собор Католической церкви осудил лютеранство и превратил Реформацию в раскол.
В XVII в. лютеране вели религиозные войны с католиками:
- Тридцатилетняя война привела к ничьей;
- Польско-шведская война способствовала закреплению лютеранства на территории Латвии.
В обеих войнах героическим защитником лютеранства был король Густав II Адольф.
Противостояние лютеран и реформатов в Германии:
- в 1640 г. курфюрстом Бранденбурга стал Фридрих Вильгельм I, который, с одной стороны, поощрял иммиграцию на подвластные ему земли гугенотов и пытался законодательно примирить лютеран с реформатами - издал Эдикт о толерантности (de: Toleranzedikt (Brandenburg)), с другой стороны, начались преследования ревностных лютеран (напр., известный гимнограф Пауль Герхард был отстранен от своей должности в столичной церкви и отправлен в провинцию);
- преемники Фридриха Вильгельма I продолжили его курс - в 1817 г. король Пруссии Фридрих Вильгельм III окончательно объединил реформатов и лютеран в рамках Прусской унии, в результате чего сформировалось движение старолютеран, которые эмигрировали из Германии в др. страны мира, в т.ч. США и Россию;
- в Германии Прусская уния постепенно распространялась на территории, вновь включаемые в состав Германской империи. Современная Евангелическая церковь Германии - крупнейшее объединение протестантских деноминаций в ФРГ, унионистское объединение лютеран и реформатов.
Распространение лютеранства в др. странах мира:
- XVIII в. - проповедник Бартоломей Цигенбальг начинает лютеранскую проповедь в Индии;
- XVIII в. - в Северную Америку отправляется Генрих Мюленберг, который в 1748 г. организует Пенсильванский министериум, - первую лютеранскую конгрегацию в Новом Свете;
- в Южной Африке возникновение лютеранских церквей связано с миссионерской деятельностью германских и скандинавских пасторов, берущей своё начало еще в 1737 г., когда сюда прибыл Г. Шмидт -представитель церкви Моравских братьев. Но по-настоящему активное распространение лютеранства начинается в XIX в., когда здесь начинают свою работу миссионерские общества, представлявшие лютеранские церкви Германии, Швейцарии, Дании и Скандинавии;
- XIX в. - немецкие иммигранты активно создают общины в Миссури (1847), Висконсине (1850), Африке (Намибия).
Тенденции к объединению вне наличия догматического единства активно развивались и в XX веке, но формы этого объединения были весьма различны: так, напр., в 30-е гг. ХХ в. после прихода к власти в Германии нацистов, часть протестантов-лютеран поддержала фашистов и объединилась в Имперскую церковь, ,другая - сформировала антифашистское движение - Исповедующую Церковь.
Лютеране стоят у истоков экуменизма - в 1925 г. в Стокгольме епископом Швеции Натаном Седерблюмом была организована первая Всеобщая христианская конференция.В настоящее время лютеране наряду с англиканами составляют актив Всемирного совета Церквей.
В 1992 г. между англиканскими и евангелическо-лютеранскими церквями в финском городе Порвоо была подписана уния, согласно которой отрицалось какое-либо догматическое или экклезиологическое различие между двумя протестантскими деноминациями на основе единства апостольского преемства. Помимо декларации единства, уния предполагает совместное отправление таинств. Принимать служителей и прихожан в общение без обрядов подтверждения веры или ординации.
Вероучение (конфессия) лютеран:
- вероучение (конфессия) изложено в книге "Формула согласия" (1580);
- относят себя к теистам-тринитариям (Святая Троица);
- исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа, распятого на кресте, спустившегося в ад, воскресшего и вознесшегося на небо, чтобы в конце времен прийти вновь для суда над живыми и мёртвыми;
- важное место в доктрине занимает концепция первородного греха, который может быть преодолен исключительно действием благодати (лат. Sola Gratia), выражаемой в вере (лат. Sola Fide);
- отрицая роль свободы в спасении, лютеране не отрицают свободы в мирских делах, поэтому они не являются сторонниками предопределения (Бог все знает, но не все предопределяет);
- главный и единственный критерий правильности веры - Священное Писание - Библия (лат. Sola Scriptura), в качестве дополнительного авторитета лютеране прибегают к Священному Преданию Отцов Церкви и др. традиционным источникам, не обязательно лютеранским, подчеркивая, что они (как и книга "Формула согласия") истинны настолько, насколько соответствуют Священному Писанию (Библии), и ни в коем случае не самодостаточны. Такой же критический подход применяется и к мнениям богословов, стоявших у истоков исповедания, в т.ч. и к сочинениям Мартина Лютера, отношение к которому у лютеран уважительное, но без культа;
- признают два таинства: крещение и причастие (в то же время Апология Аугсбургского исповедания относит к таинствам исповедь и рукоположение, арт. XIII) - посредством крещения люди становятся христианами, в причастии они укрепляются в вере. Особенностью лютеранского причастия внутри западной традиции является то, что потиром причащаются все верующие, а не только священники;
- священники являются пасторами (проповедниками), т.е. особыми профессионалами в своей общине, и ничем не возвышены над мирянами;
- лютеранская церковь возводит свое преемство к апостольским временам - это преемство понимается не обязательно непосредственно, как, напр., в православии, а скорее в духовном смысле;
- в строгом смысле не обладают статусом таинства - конфирмация, венчание, отпевание, ординация;
- празднуют Литургию как наивысшую Божественную службу, включая исповедь и отпущение грехов, благословениями знаком св. креста, традиционными литургическими песнопениями (Kyrie, Gloria, Sanctus, Agnus Dei).
В настоящее время к лютеранству причисляют себя более 85 млн. человек. Однако вследствие географических, исторических и догматических причин лютеранство не представляет собой единой церкви.
Существует несколько крупных церковных объединений, отличающихся между собой в догматических и практических вопросах:
- Всемирная лютеранская федерация;
- Международный лютеранский совет;
- Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция;
- существуют и др. лютеранские деноминации, не входящих ни в какие объединения, крупнейшей из них является Церковь Швеции (ок. 6,9 млн. чел.).
Лютеранство менее однородно, чем др. группы церквей, признающих апостольскую преемственность. В лютеранстве есть и "высокоцерковное" направление, считающее себя реформированными католиками.
В лютеранстве выделяют следующие деноминации:
- либеральные деноминации - большинство лютеранских объединений и церквей, считают принадлежность к Евангелической Церкви доброй традицией. Многие из них не посещают или крайне редко посещают богослужения. В некоторых либеральных общинах иногда проводятся довольно необычные богослужения - напр.,, с присутствием домашних животных (что мотивируется общностью и ценностью всех живых существ). Большинство либеральных деноминаций объединены во Всемирную лютеранскую федерацию. В данное объединение входят в т.ч. "старые" государственные (или бывшие ранее государственными) Церкви Старого Света. Либеральное направление старается включить в церковь всех людей, невзирая на библейские тексты, буквальное прочтение которых оправдывает исключение из церкви представителей довольно многих слоёв современного общества (наиболее последовательной в этом отношении оказалась Церковь Швеции). В то же время, нельзя сказать, что либералы составляют во Всемирной лютеранской федерации большинство, но они наиболее заметны и влиятельны;
- конфессиональные деноминации - конфессиональные лютеране более консервативны, не признают не только женского священства и однополых браков, но и интеркомьюниона с англиканами и кальвинистами. В своей полемике с либералами они апеллируют к Библии и книге "Формула согласия". Большинство конфессиональных церквей входят в Международный лютеранский совет, наиболее консервативные объединены в Конфессиональную евангелическо-лютеранскую конференцию.
Предметом жарких дискуссий являются такие нововведения либеральных лютеранских деноминаций:
- ординация женщин (первым в мире епископом-женщиной стала лютеранка Мария Йепсен);
- благословение однополых браков, признаваемых протестантской реформацией светского некровного социального семейного партнерства, а не формой религиозного одобрения половых извращений;
- лютеранский епископ Гуннар Стаалсет подверг критике позицию католиков, которые запрещают пользоваться презервативами.
Лютеране, как и др. протестанты, подвергались гонениям со стороны католической церкви в период Контрреформации.
В 1999 г. представители Всемирной лютеранской федерации и Католической церкви подписали совместную декларацию об оправдании.
Между лютеранскими и реформатскими церквями, подписавшими в 1973 г. Лейенбергский конкордат, установлено евхаристическое единство.
Лютеранство в России и странах бывшего СССР:
- в XVI в., благодаря первым немецким переселенцам, в России появилось лютеранство;
- в 1832 г. все течения и организации лютеранства (за исключением Финляндии и Польши) были объединены в Евангелическо-лютеранскую церковь в России (ЕЛЦР), которая получила единый Устав, согласно которому, главой церкви являлся российский император, но в Уставе оговаривалось его невмешательство в религиозные дела;
- в СССР лютеранская церковь к 1938 г. была уничтожена;
- в сентябре 1948 г. была зарегистрирована евангелическо-лютеранская община в Латвии (первая в СССР), затем в Эстонии;
- в 1980 г. в СССР насчитывалось ок. 80 зарегистрированных лютеранских общин. Однако все они были независимы друг от друга и не объединены в церковь;
- в период перестройки в СССР государство признало всю лютеранскую Церковь и было необходимо воссоздать структуру управления. Главой новообразованной церкви стал Харальд Калныныш (который ранее долгое время по собственной инициативе посещал общины в России), посвященный епископом в Риге. Воссозданная церковь получила название "Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь в Советском Союзе";
- в 1990 г. была создана Консистория (управляющая лютеранской церковью);
- после распада СССР в большинстве бывших республик Советского Союза возникли формально самостоятельные лютеранские деноминации, которые объединились в один союз - ЕЛКРАС. Считается, что ЕЛКРАС является церковью немецкой традиции. Однако сегодня нет строгой этнической направленности, хотя некоторые общины получают официальную поддержку и финансирование из Евангелической церкви Германии. Длительное время ЕЛКРАС не имела единого административно-духовного центра. Сегодня Духовное управление осуществляет архиепископ,. Центральное управление находится в Санкт-Петербурге, административные центры в Москве и Омске;
- в 1992 г. от Эстонской Евангелическо-Лютеранской Церкви отделилась Церковь Ингрии;
- в 1997 г. от Церкви Ингрии отделилась Карельская евангелическо-лютеранская церковь; .
- в Сибири длительное время существовала миссия Эстонской Евангелическо-Лютеранской Церкви (ЭЕЛЦ), которая в 2003 г. стала самостоятельной Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церковью с центром в Новосибирске. Это надэтническая лютеранская церковь, приходы которой расположены как в Восточной, так и Европейской частях России;
- Евангелическо-лютеранская церковь Аугсбургского исповедания (ЕЛЦАИ)- лютеранская деноминация, созданная в 2006 г. (получила официальную регистрацию в 2007 году). Позиционирует себя как наднациональная церковь. Была создана после отказа Церковью Ингрии и ЕЛКРАС принимать в свой состав новые лютеранские общины, созданные на территории Российской Федерации. Многократно проявляла инициативу по объединению с другими лютеранскими церквами, заявляя, что единственная цель ее создания - дать возможность юридической регистрации лютеранским общинам, не принимаемым в состав существовавших ранее церквей. ЕЛЦ АИ последовательно налаживает сотрудничество с лютеранскими церквами за пределами Российской Федерации, в частности с лютеранами Германии, Швеции и Финляндии;
- Евангелическо-Лютеранская Церковь "Согласие" - одна из пяти официально зарегистрированных лютеранских церквей на территории Российской Федерации, образовалась при содействии миссионеров из Синода Висконсина в конце XX в. В 1992 г. группа верующих из новосибирского Академгородка пригласила миссионеров для организации консервативной лютеранской церкви в России с центром в Новосибирске. В 1996 г. Евангелическо-Лютеранская Церковь "Согласие" становится самостоятельной от Висконсинского синода и вошла в международную конференцию наиболее консервативных лютеранских церквей (CELC). Сейчас в церкви имеется шесть приходов, служат четыре российских пастора и пастор-миссионер. Председатель Синода- пастор Седельников Аркадий Павлович. Ведущий теолог и профессор Духовной семинарии - пастор Алексей Евгеньевич Ферингер.
Исторически лютеранство было преобладающей религией в следующих странах и регионах: Северные земли Германии (Евангелическая церковь Германии), Дания (Церковь Датского Народа), Швеция (Церковь Швеции), Норвегия (Церковь Норвегии), Исландия (Церковь Исландии), Фарерские острова (Народная Церковь Фарер), Финляндия (Евангелически-лютеранская церковь Финляндии), Эстония (Эстонская евангелическо-лютеранская церковь), Латвия (Евангелическо-лютеранская церковь Латвии).
Влияние лютеранства на искусство:
- архитектура - в отличие от многих протестантских конфессий лютеране большое значению придают архитектуре, в результате большинство кирх - если не архитектурные шедевры, то достопримечательности населенных пунктов, в которых они находятся. Часть зданий перешла к лютеранам от католиков (правда, далеко не всегда мирным путем), затем строились здания в современных (на момент постройки) стилях - барочном, классическом. С конца XIX в. очень активно использовался неготический стиль, позже, в XX в., построено большое количество церквей в стиле модерн. Вероучение лютеран не налагает никаких ограничений на стиль церковных строений, поэтому, при наличии у заказчика средств и желания, архитектор имеет заметную свободу для творчества;
- музыка - для лютеранских богослужебных собраний характерно хоровое исполнение гимнов (в т.ч. всеми собравшимися, а их может быть несколько тысяч), а также активное использование органной музыки, которая может как сопровождать пение хоралов,так и исполняться отдельно. Один из наиболее известных композиторов, сочинявших музыку для лютеранских собраний- Иоганн Себастьян Бах. В XX- XXI вв. стали активно использоваться современные музыкальные стили, в т.ч. с 2004 г. в Финляндии проводятся металлические мессы;
- живопись - в отличие от кальвинистов, лютеране никогда не отвергали церковную живопись, однако ей не придается такого сакрального смысла, как у католиков. Поскольку декору церквей вероучение не придаёт существенного значения, изображения в кирхах часто ограничиваются наличием заалтарной картины или мозаики, могут встречаться витражи, но при желании и возможностях, может быть создано сложное убранство с росписями в самых разных стилях. Так, напр., богато украшены Церковь Вознесения в Иерусалиме, Мемориальная церковь в Протестации в Шпайере и др. Помимо росписи зданий существует портретная лютеранская живопись. Так, внешность многих деятелей Реформации известна по произведениям, созданным в том числе Альбрехтом Дюрером и Лукасом Кранахом Старшим;
- графика - данный жанр получил развитие в т.ч. в связи с необходимостью иллюстрирования печатных книг, в т.ч. Библии. Подобная тенденция появилась уже в период Реформации, но не прекращалась и в последующие века - напр., , в XIX в. немецкий художник-романтик Юлиус Шнорр фон Карольсфельд создал цикл гравюр на различные библейские сюжеты, который активно переиздается и в настоящее время.
Православная церковь считает лютеранство и протестантизм ересью и сектанством: "Единство является идеалом христианства. Но объединить может только истина, а не всемирные конференции, ассамблеи и советы. Они только прикрывают трагедию: десятки миллионов христиан оказались без Церкви. Без Литургии, без епископства, без таинств, без святынь, без твердого канонического строя нет Церкви. Уверовать во Христа – значит присоединиться к единой Церкви, которая по слову апостола есть Тело Христово (Еф. 1:22-23). Спасаться можно только, войдя в Церковь: Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2:47) (Источник: https://otvet.mail.ru/question/60760816).
Татьяна Кудеярова
Услуги психолога по работе с жертвами деструктивных культов и по др. вопросам: www.b17.ru/kudeyarova/
P.S: Если Вам понравилась статья, ставьте "палец вверх", делайте репост и подписывайтесь на наш канал! У нас много интересного и познавательного! Есть над чем подумать, друзья! И будьте независимыми, самокритичными, ответственными и самодостаточными. И не ведитесь на уловки различных манипуляторов и мошенников!