Найти в Дзене
Гаврилины сказы

Образ Петра 1 в северных быличках

Около 1799 года, в самом начале строительства Мариинского водного пути, граф Сиверс со спутниками встретил в деревне Рубеж Вологодской губернии старика Пахома. Этот древний дед появился на свет в 1684 году, и имел 115 лет от роду. Он рассказал экспедиции Сиверса об изысканиях Петра и капитана Перри, связанных с прожектами прокладки канала от Вытегры до Ковжи почти столетней давности. По словам деда Пахома, «батюшка Осударь всех людей выше целою головою был, росту высокого», не гнушался крестьянского бытья и хлеба-соли. Перри в рассказе Пахома предстаёт комичным и изнеженным полным мужчиной (немчином), страдающим одышкой, которого слуги носят через болота на носилках, а сам капитан постоянно сверяется с волшебными приборами.

На севере России Петр 1 в сознании жителей одно время трансформировался в некую полумифическую фигуру, о которой сочиняли легенды, основанные, впрочем, зачастую на реальных фактах. 

При всей своей импульсивности, тяге к великим свершениям и глобальному мышлению, царь, в отличие от многих его последователей, не чурался живого общения с народом. 

Если в среде боярства Петр по возвращении из евротура обзавёлся славой антихриста и подменыша, рубящего бороды, то отношение к его фигуре, к примеру, северян, было весьма почтительным, несмотря на жестокость царя. Дело в том, что в отличие от многих своих предшественников и потомков, Петр 1 не гнушался пробовать тяжелую работу и радел о пользе государства в той мере, в которой он её для себя понимал, порою не считаясь с жертвами.

Петр 1 на Соловках
Петр 1 на Соловках

Рассказывали такой случай: будучи под Вытегрой, в селении Вожмосальма, государь узнал, что у некоего бедного мужика народилась дочь, но никто из соседей не хочет идти в крестные в связи с бедственным положением этого самого мужика. Тогда Петр 1 вызвался сам быть крёстным отцом. Естественно, после этой новости все богачки деревни стали набиваться к мужиковой дочери в крестные матери. Царь же рассудил так: найти самую нищую на селе бабёнку, да с ней и покрестить младенца. После крестин, само собою, сели выпить. Оказалось, что у мужика и проставиться нечем. Пришлось царю налить всем своей знаменитой анисовки, а в качестве подарка оставил он бедняку свою золотую чарку, а крестную мать одарил деньгами.

-3

Другая байка повествует о том, что однажды, по каким-то своим делам проезжая в районе Петровского горного завода, «Осударь» решил подковать свою кобылу. Обратился за сим к местному кузнецу. Тот дал ему на пробу подкову, и царь переломил её со словами:

-Что-ж, плохи твои подковы.

Тогда в присутствии самодержца кузнец выковал четыре подковы, которые Петр переломить не смог. Довольный, государь решил оплатить работу и подал кузнецу серебряную монету, которую тот сломал меж пальцев со словами: 

- Плохи твои рубли. Видно фальшивые.

-Да знаешь ли ты, кто я таков? Я ваш Государь,- сказал Пётр, -на тебе за работу 25 золотых монет, и не порти больше мои деньги. Трудись как трудился, а народу скажи: Государь ломал мои подковы, а я его рубли.

С тем и поехал дальше.

-4

Ещё одно народное предание рассказывает, что подданные упрашивали царя заночевать в Повенце в праздник Петра и Павла, посетить службу в одноимённом храме, но упрямый император, стремившийся по своим делам, велел снаряжать суда для выхода в Онего. Да недалеко ушел: на озере разразился страшный шторм, и корабли государевы вынужденны были повернуть обратно. Высадившись повторно на берег в Повенце, царь проследовал немедленно в храм, во всеуслышание заявив: 

-Ваш повенецкий Пётр видно посильнее будет московского Петра.

В народной молве царь-реформатор предстаёт перед нами в образе благородного и щедрого человека, прекрасно осознающего безграничность своей власти, но в то же время-справедливого правителя, всегда готового признать свою неправоту и одарить подданных по заслугам, относясь при том к ним с должным уважением. 

От времён царствования Петра нас отделяет не такой уж и долгий по историческим меркам срок. Но предания, долгие годы передававшиеся сказителями на память из уст в уста, почти уже исчезли, как и народная традиция в целом. Нас объединяют с нашим богатым прошлым лишь книжки фольклористов, различные тематические фестивали да историческая реконструкция. Прошлое неумолимо стирается, и в процессе глобализации превращается в едва осязаемую блеклую дымку, остающуюся далеко позади.

#легенды #фольклор #предания #вытегра #онега