Найти тему

ЕГЭ - приговор или "жизненное испытание"?

ЕГЭ – приговор или «жизненное испытание»?

«Каждому под силу сдать единый государственный экзамен.»

Организаторы ППЭ

Да, каждому под силу эта проверка, но каждому ли под силу вынести тот стресс и напряжение от начала учебного года до результатов? Хочется затронуть вечную тему – образование. Я закончила 11 класс, написала все нужные экзамены и получила первые результаты, и мой бунтующий внутренний ребенок пожелал высказаться и обсудить экзамены. Действительно ли результаты стоят потраченных нервов и должны ли быть потрачены моральные силы? Почему многие со слезами на глазах смотрят заветные оценки и баллы, боясь нажать на кнопку «показать результаты»? Отроческая инфантильность или крушение детских надежд и веры?

Начнем издалека, первое сентября, вот ты стоишь в школьной форме и осознаешь, что это последний год в школе. В животе, кажется, трепыхаются не бабочки, а моль, пожирающая уверенность в силах. Проблема образования и такого феномена, как ЕГЭ в том, что многие учителя с самого начала обрывают всё стремление ученика к подготовке. «Вы не сдадите!», «Да как можно так готовиться!», «Вот не поступите и пожалеете.» - как часто слышат такие слова выпускники? И в эти секунды уверенности в силах все уменьшается и уменьшается, и уже писать не хочется, и ошибки начинаешь искать в каждом слове… И такая проблема не только в моем случае, такое происходит во всех школах России. Я не преуменьшаю важность учителей в подготовке к ЕГЭ, ни в коем случае, но и потраченных на это нервов я не отрицаю.

Я своими глазами, как мои сверстники захлебываются в слезах из-за результатов пробных экзаменов, как огонек в их глазах медленно потухает и все надежды плавно растворяются. Безусловно, тут дело субъективное, кого-то плохой результат лишь подстегнет к более усердной подготовке, а для кого-то оборвется нить стремлений. И проблема тут вовсе не в самооценке учащегося, а в том невыносимом страхе, который прививают нам со средних классов, приводя в пример неудачные результаты других выпусков, удивляясь адекватным оценкам за экзамен, говоря, что «это всего лишь удача». Все учат бояться экзаменов, но не учат, как справляться с этим страхом. Что делать, если после каждой контрольной боишься, что написал на два? Что делать, если страх становится намного сильнее желания написать экзамен? Эти вопросы остаются загадкой для выпускников и, почему-то, секретной информацией для преподавателей.

Ещё одной, к сожалению, распространенной проблемой являются завышенные ожидания других людей от выпускника, будь-то родители, родственники, учителя. Когда ты активный ученик, который всегда писал работы на хорошие оценки, многие (взрослые!) считают долгом возложить на ребёнка ответственность за свои несбывшиеся амбиции, ожидания и надежды. 11- классник стремится не подвести всех, но оглядывается и понимает, что оправдывать чужие ожидания намного тяжелее, чем свои собственные. И вот наступает день Х – результаты. Волнение, трясущиеся руки, сердце, готовое выпрыгнуть из груди в любой момент – все это становится товарищем для выпускника на несколько минут. И вот они баллы, у кого-то заветные, у кого- то не очень, но тут злую шутку играют снова эти несчастные ожидания. Когда ты смирился с результатом, обязательно появится тот самый, кто скажет: «А можно было и лучше..», и в этот момент земля уходит из под ног и ты теряешься, не в силах что-либо сказать.

Но действительно, экзамен может не только расстраивать и изматывать. Для тех, кто сдает те предметы, которые нравятся, этот опыт может быть очень полезен: лучше понять литературу, выучить историю или научиться решать логорифмы. Важно и ощущение после экзамена, долгожданный полусвободный (из-за поступления) выдох и осознание того, что самое интересное лишь впереди неожиданно, но подбадривают!

Но, дорогой читатель, не подумайте, что я выражаю лишь мое единичное субъективное мнение. Я опросила своих сверстников и одноклассников, каким они увидели и прочувствовали единый государственный экзамен. Кто-то вынес из экзаменов не только отрицательное, но и положительное, поняв, что сам процесс не так сложен: «В 2022 году пришло мое время писать единый государственный экзамен. Безусловно, это одно из первых жизненных испытаний школьника, которое сопровождается волнением, тревогой и переживанием за свою судьбу. Однако нельзя и не заметить положительный характер этого процесса. Оно научило меня выполнять все задачи вовремя, верить в собственные силы и не сдаваться даже тогда, когда кажется, что ничего не получится. Будущим выпускникам хочу пожелать следующего: Прислушиваться к своим учителям и выполняйте их задания, верить в себя, ведь каждому по силам сдать ЕГЭ, если приложить усилия и, конечно, запастись терпением, оно вам понадобится в большом количестве.» - поделился Рогозин Кирилл. Алина Кузнецова рассказала, что «больше всего переживала перед математикой, было страшно прийти на экзамен и ничего не решить, но задания были решаемые, ничего сверхъестественного там не было». А некоторые относятся к ЕГЭ более радикально, например Елизавета Шутова высказалась так: «Я прошла долгий и тяжёлый путь подготовки к экзаменам и пришла к нескольким выводам. Во первых, к подготовке и к самим экзаменам, нужно быть морально готовым, потому что ЕГЭ занимает колоссальное количество сил и времени, пошатывает нервную систему, создает сильнейшую стрессовую ситуацию для детей. Во вторых, если ученик хочет получить действительно высокие баллы, то во многих случаях нужно быть готовым к материальным вложениям на различных репетиторов или онлайн школы, так как не у всех учителей будет достаточно времени подготавливать своих учеников, а осуществлять подготовку самостоятельно невообразимо тяжело и на это требуется вдвойне больше сил и времени, что точно серьезно ударит по психике ребенка. Ну и в третьих, как мне кажется, во многом все зависит от везения на самом экзамене, ведь если смотреть объективно, то выучить все невозможно, и если удача улыбнется вам, то вариант окажется не сложным, но далеко не всем везет.

Конечно, ЕГЭ одно из жизненных испытаний, но я считаю, что оно слишком жестокое по отношению к детям.». Так, можно сделать вывод, что каждый индивидуально проживает эти дни, но у всех одинаково присутствует волнение и тревога.

Но для чего я это пишу? Чтобы потешить своё эго и высказать недовольство? Определенно нет. Мне хотелось бы дать напутствие всем тем, кто осмелился идти в 11 класс. Я хочу, чтобы вы, будущие старшеклассники, помнили, что ЕГЭ – это не приговор, но и не настолько значимая вещь, как жизненное испытание. Вы можете написать экзамен очень хорошо, но в тоже время вы можете написать экзамен не на высокие баллы, а можете вовсе и не сдать – это совершенно нормально. ЕГЭ – это не показатель ваших знаний, а уж тем более не показатель вас, как личности. Просто помните, что судьбу, к сожалению, или, к счастью, нельзя изменить, но ее можно переиграть и обхитрить. «Так пользуйтесь же своей молодостью, пока она не ушла. Не тратьте понапарсну золотые дни, слушая нудных святош, не пытайтесь исправлять то, что неисправимо, не отдавайте свою жизнь невеждам, пошлякам и ничтожествам, следуя ложным идеям и нездоровым стремлениям нашей эпохи. Живите! Живите той чудесной жизнью, что скрыта в вас. Ничего не упускайте, вечно ищите все новых ощущений! Ничего не бойтесь!»(О. Уайльд «Портрет Дориана Грея).