Люблю сразу ставить перед собой вопрос и искать ответы.
Как мы можем использовать потенциальные преимущества медиатехнологий для городов, чтобы чтобы более качественно соответствовать запросам конечных пользователей?
Необходимо использовать цифровые технологии, рассматривать под альтернативным углом городское проектирование, фокусироваться на активной роли горожан и представлять сам город в качестве испытательного полигона для экспериментов. Так появятся «Социальные города».В этом видении городские технологии вовлекают и расширяют возможности людей, чтобы своими инициативами те участвовали в формировании своей городской среды. Таким образом, результатом станет: налаживание диалога города с людьми, а также совместное решение общих городских проблем. В этом плане существует грань между «социальным городом» и «умным городом».«Социальный город» исследует, как цифровые медиатехнологии могут позволить горожанам оказывать влияние на создание пригодных для жизни оживленных городов. Это широко освещено в литературе, описывающей глубокие сдвиги в балансе между производством и потреблением: от культуры «сделай сам» к мудрости толпы (Himanen, 2001; Leadbeater and Miller, 2004; Benkler).
Центральным является вопрос о том, как принципы сотрудничества и участия из онлайн могут быть перенесены в городскую сферу. Как сделать так, чтобы скоординировать коллективные действия и помочь с решением проблем, с которыми сталкиваются города сегодня.
Что же это за проблемы?
Они существуют в нескольких масштабах: некоторые имеют глобальный масштаб, например, экологическая устойчивость или достаточное снабжение водой, продовольствием и энергией. Другие относятся к конкретным городам, например, к сжимающимся городам, к городам со стареющим населением, а также к пустующим пространствам.
Многие города мира сталкиваются с такими проблемами, как ощутимый упадок безопасности, социальной сплоченности, а также разрыв между гражданами и политикой. И нет одного «виноватого». Это вопросы, в которых участвует множество заинтересованных сторон, и для их решения требуются формы совместных действий.
Типичным для этих проблем является то, что краткосрочные и долгосрочные интересы заинтересованных сторон расходятся. В результате трудно установить общее определение самого конфликтного вопроса (не говоря уже о том, чтобы найти решение, с которым все согласны). Более того, одно вмешательство может стать катализатором непредвиденных событий, которые изменят исходное состояние.
Пути решения.
Во-первых, ресурсами «больших данных» и посредством городских медиа возможно выявление коллективных проблем. Во-вторых, различные медиа-проекты способствуют созданию «ощущению места», позволяя людям видеть себя частью города. В-третьих, медиатехнологии расширяют возможности интернет-пользователей: групп людей, которые собираются для решения коллективных проблем. В-четвертых, в том, что можно назвать «урбанизмом своими руками», медиатехнологии позволяют гражданам действовать по-новому, например, проектировать свой собственный город внутри определённой территории.
Существует большое НО: рост общего доступа к данным текущего развития рассматривает город как систему, постоянно генерирующую информацию. Это позволяет собирать огромное количество и диапазон данных. Сознательно или бессознательно граждане способствуют этому накоплению. По мере агрегирования этих данных они могут стать «общедоступными данными» —новым ресурсом, содержащим ценную информацию для городских проектировщиков.
Наборы данных можно использовать для выявления, визуализации и решения проблем целых групп. Предварительные условия для создания общего доступа к данным включают наличие открытых данных и доступ к ним, а также навыки, которыми должны обладать граждане для осмысленного их использования.
На кону стоит один вопрос: кто имеет права владения этими данными.