Наверное, это странно, но в детстве у меня очень долго одной из любимых была сказка в стихах «Как от меда у медведя зубы начали болеть», написанная Борисом Корниловым. Помнила ее наизусть чуть не до окончания школы, строки запоминались сами и вызывали улыбку.
Сегодня об этом авторе мы и поговорим в рубрике «Книги моего детства».
Не Маршак и не Чуковский
Хотя в детстве я понятия не имела, что это за автор. Не Маршак, не Чуковский, но — настолько прекрасен! Пишет оригинально и образно, сразу видишь картинку: вот заходит медведь за ограду, а там…
А за банею подряд
Ульи круглые стоят.
Все на ножках на куриных,
Все в соломенных платках,
А кругом, как на перинах,
Пчелы спят на васильках.
Добирается медведь до этого богатства, и — «прямо лапой, прямо в пасть он пропихивает сласть». От жадности медведь объедается, и у него начинает болеть зуб. Вот как это описано:
Боль проникла, как проныра,
Заходила ходуном,
Сразу дернуло, заныло
В зубе правом, коренном.
Засвистело, затрясло,
Щеку набок разнесло.
Дальше медведь стонет и мучается, пока не встречает дятла. Дятел избавляет его от больного зуба, но беззубый хозяин тайги — грустное зрелище.
На помощь приходит крот, который находит золотой самородок и делает для медведя новый зуб. Все хорошо, и жадничать по поводу меда медведь больше не будет.
Мы думали, что песня бардовская
Это было первое знакомство с автором. Второе наступило чуть позже, когда вернувшиеся из пионерского лагеря подружки «заразили» всех новой песней. Мы азартно голосили:
Нас качало, с тобой качало,
Нас качало в туманной мгле.
Качка в море берет начало,
А кончается на земле.
От Махачкалы до Баку
Волны плавают на боку.
И вздымаясь, бегут валы
От Баку до Махачкалы.
Особенно нравились такие строчки в той песне:
Нас качало в казацких седлах,
Только стыла по жилам кровь.
Мы любили девчонок подлых,
Нас укачивала любовь.
Это в мужском варианте, а мы пели: «Мальчишек подлых». И дальше снова шел припев про волны. Разумеется, мы не знали, кто автор песни, считали ее хорошей бардовской, каких было много.
И только позже, читая книгу «Путешествие в страну поэзию», я узнала, что это стихи Бориса Корнилова. И что это он написал сказку про медведя и мёд. И что у него много хороших, легко запоминающихся стихов.
И тогда я влюбилась в его поэзию. Но совершенно ничего не знала о его трагической судьбе. Заполняю этот пробел сейчас.
Музыка Шостаковича, слова народные
Но тут хочется привести еще одно четверостишие поэта, которое мы все знаем наизусть, но снова не знаем, кто автор. А ведь эту песню пела вся страна.
Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река.
Кудрявая, что ж ты не рада
Веселому пенью гудка?
Все верно, автор слов — Борис Корнилов. Но неудивительно, что имя его не звучало. После 1938 года, когда Борис Корнилов был расстрелян в застенках НКВД, о песне говорилось, что музыка Дмитрия Шостаковича, а слова — народные…
Ехал к Есенину, но не застал
Борис Петрович Корнилов родился 29 июля 1907 года в селе Покровское Нижегородской губернии в семье сельского учителя. В 15 лет начал писать стихи.
В 18 лет Борис Корнилов с тетрадкой стихов поехал в Ленинград, чтобы показать свое творчество Есенину. Это был конец 1925 года, и по роковому стечению обстоятельств он не застал поэта в живых. Тем не менее, Корнилов сближается с профессиональными революционными поэтами, входит в группу «Смена» под руководством Виссариона Саянова.
Там же он знакомится с будущей женой — поэтессой Ольгой Берггольц. Оба они поступают на Высшие государственные курсы искусствоведения Института истории искусств. 1928 год в жизни Бориса Корнилова оказался важным — вышла его первая книга стихов «Молодость» и родилась дочь Ирина.
Роковой 1936-й
Таким же важным, но со знаком минус, стал в его судьбе 1936 год. К этому времени Борис Корнилов, до этого успешный молодой поэт, названный Бухариным на Первом съезде писателей надеждой советской поэзии, вошел в творческий и личностный кризис, злоупотреблял спиртным. За антиобщественные поступки его критиковали в газетах.
В 1936 году Корнилова исключили из Союза писателей СССР. В том же году умерла их общая с Ольгой Берггольц восьмилетняя дочь. Брак их распался гораздо раньше, он продержался всего два года.
«Перечитываю сейчас стихи Бориса Корнилова, — сколько в них силы и таланта! Он был моим первым мужчиной, моим мужем и отцом моего первого ребёнка, Ирки. Завтра ровно пять лет со дня её смерти. Борис в концлагере, а может быть, погиб», — писала в своем дневнике 13 марта 1941 года Ольга Берггольц.
Когда Берггольц писала эти строки, Корнилова действительно уже не было в живых. В марте 1937 года он был арестован в Ленинграде, а в феврале 1938 года выездной сессией военной коллегии Верховного суда СССР приговорен к исключительной мере наказания. Приговор приведен в исполнение.
Расстрелян как троцкист и террорист
В приговоре содержалась формулировка: «Корнилов с 1930 г. являлся активным участником антисоветской, троцкистской организации, ставившей своей задачей террористические методы борьбы против руководителей партии и правительства». Реабилитирован посмертно в январе 1957 года.
У поэта осталась дочь от брака с Людмилой Борнштейн — Ирина Басова. Она родилась, когда её отец уже был арестован. Сейчас Ирина живет во Франции, она унаследовала поэтический дар отца, является автором нескольких книг.
В городе Семенове Нижегородской области открыт мемориальный музей Бориса Корнилова и установлен его памятник.
Другие публикации в рубрике #Книги моего детства о судьбах писателей можно почитать:
#книги моего детства #книги #книги круглый год #борис корнилов #поэзия