Тема нарциссизма в "Бесприданнице" поднимается коллегами крайне широко, если речь идет о Сергее Сергеевиче Паратове. В самом деле, это яркий пример так называемого злокачественного, или перверзного, нарциссиста. В самом деле, даже не темная триада, а вся темная тетрада (четыре античеловеческих черты), сочетаются в Паратове: и грандиозный нарциссизм "блестящего барина", живущего "с шиком", и садизм (в отношении того же Карандышева или негоцианта Непутевого, друга Робинзона, которого Паратов смеху ради оставил голого на необитаемом острове), и макиавеллизм (удовлетворить свои материальные потребности любой ценой - хотя бы перечитайте реплики Паратова о необходимости жениться на нелюбимой, но очень богатой женщине), и психопатия (в частности, когда Паратов увозит Ларису на прогулку на "Ласточке, ему наплевать и на этикет, и на писаное право). Но - речь сегодня пойдет не о Паратове. А о несостоявшемся муже Ларисы - бедном чиновнике Юлии Капитоновиче Карандышеве.
Птичку жалко?
Мне часто встречается такая оценка Карандышева: несчастный человек, достойный прежде всего сочувствия. В своем втором блоге, который мы с сыном ведем об интересных фактах из истории и современности, я писала о том, какие реальные события легли в основу "Бесприданницы". И хотя в сборниках речей прославленного адвоката Федора Плевако, которые есть в нашей домашней библиотеке, нет подобной речи, тем не менее есть легенда, что мужа, убившего супругу, на несколько лет уехавшую из дома во Францию жить с купцом-миллионером, защищал именно Плевако. И что вот эти слова, которые в пьесе говорит Карандышев:
Но знайте..., что и самого кроткого человека можно довести до бешенства. Не все преступники — злодеи, и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет.
- это отрывок из заключительной речи адвоката Плевако в суде над мужем-убийцей. В том процессе суд оправдал мужа.
Но вот какое дело: так-таки у Карандышева "другого выхода нет"? Не проще было бы на трезвую голову все проанализировать и поговорить с Ларисой на тему, что лучше расстроить помолвку, пока это только помолвка, а не брак? (Такое было возможно, взять хотя бы англичан - в романе "Женщина в белом" невеста по имени Лора Фэрли предлагает жениху, баронету Глайду, чтобы он сам отказался от брака с ней, поскольку она признается - полюбила другого и не сможет разлюбить его никогда, хотя замуж за любимого не сможет выйти, поскольку разница в социальном и материальном положении достаточно велика.)
Ведь в самом деле, даже если опустить все отсылки к чьему-то недостойному поведению (один напился, другая с другим мужиком прямо из дома жениха сбежала), брак этот обречен на обоюдное несчастье, ведь более неподходящих друг другу людей, чем Карандышев и Лариса, подобрать сложно. И вину в том, что Карандышев в итоге натворил, я бы в первую очередь возложила ну никак не на наивную Ларису. И не на перверзника-Паратова. И даже не на Кнурова с Вожеватовым, которые одновременно называли себя друзьями дома Огудаловых - и поддакивали Паратову, потому что преследовали свои личные цели в этом треугольнике.
Вину я бы в самом деле возложила бы прежде всего на самого Карандышева.
Ибо,
"Надо ему отдать справедливость: он действительно глуп"
Юлий Капитонович и в самом деле человек, не блещущий умом. Логика, критическое мышление и адекватная самокритичность - величины, ему недоступные. Все застилает неизвестно откуда взявшаяся гордыня. (Так ли неизвестно откуда - скажем позже.) Но - сначала давайте скажем про глупость.
Помните легендарную фразу Карандышева, которую он говорит Ларисе в фильме, когда та готова шею сломать в восхищении Паратовым и его шиком: "Лариса Дмитриевна, объясните, почему женщины предпочитают людей порочных перед людьми чистыми?". В пьесе есть еще одна фраза, которую Карандышев говорит и в фильме тоже: "Ну чем я хуже Паратова?".
Но давайте представим, что вопросы эти Карандышев задает не Ларисе, а психологу, с которым пришел посоветоваться на тему, как ему наладить отношения с Ларисой. Я бы задала Карандышеву как клиенту вопрос: "Юлий Капитонович, а что вы можете предложить Ларисе, чтобы ей было с вами интересно? Внешний лоск хорош в первый момент, "конфетно-букетный", а что дальше?".
И тут в беседе с большой вероятностью выяснилось бы: Карандышев даже не знает, что интересует Ларису как человека. Он видит только внешний эффект их брака: "она предпочла меня всем". А что Ларисе с таким мужем будет скучно до зевоты - об этом Карандышев не подумал ни разу. В фильме Кнуров дает такой прогноз, чем закончился бы этот брак:
Ах, бедная девушка! В нищенской обстановке, да за дураком-мужем! Она или опошлится, или погибнет.
В пьесе же Кнуров конкретизирует, от чего может погибнуть Лариса, что имеется в виду вовсе не репутация, как могли подумать зрители фильма:
Бедной полумещанской жизни она не вынесет. Что ж остается ей? Зачахнуть, а потом, как водится, -- чахотка.
То есть Ларисе грозит серьезное сокращение срока жизни. Но думает ли о таких перспективах Карандышев? К сожалению, вряд ли.
Почему? Потому что он скрытый нарциссист. Что это такое и как именно проявляется у Юлия Капитоновича - поговорим во второй части статьи.
Продолжение следует!