Найти тему
Педиатр Синельникова

Как ввести прикорм?

Какой выбрать подход?

Педиатрический, педагогический, BLW или естественный?

Плюсы и минусы каждого подхода.

Долгое время в России использовалась преимущественно педиатрическая схема прикорма: все этапы введения продуктов контролирует врач, строго регламентируя возраст введения, консистенцию и объемы порций. Предполагает полное замещение ГВ к году жизни на продукты общего стола. 

Позже получил распространение педагогический прикорм или предприкорм - прямо противоположный педиатрической концепции подход.

Он предполагает не столько накормить ребёнка, сколько познакомить его с разнообразием продуктов семейного стола и приобщить к семейному застольному этикету. 

🙈 При этом допускается давать ребёнку все продукты, которые ест семья без какой-либо адаптации консистенции, в том числе не исключаются специи, соль и сахар. 

👩‍🍼ГВ до года остаётся строго в приоритете. 

Также существуют концепции прикорма: 

🔻baby - led - weaning (BLW);

🔻естественный прикорм. 

ВLW ("прикорм, ведомый ребёнком") схож по смыслу с педагогическим:

🔻Малыша усаживают за стол вместе со взрослыми и позволяют ему выбрать кусочки из тарелки, которые можно взять руками, ложки не используются (хотя некоторые ответвления BLW используют приборы).

🔻Правил относительно объема порций и очерёдности введения продуктов нет. 🔻Цель BLW - самостоятельное знакомство с разными видами и консистенцией продуктов, развитие навыка жевания, пинцетного захвата, а также самостоятельное регулирование количества еды, чтобы исключить привычку переедания.

🔻Грудное молоко - основа, но при желании ребёнка и матери возможен постепенный уход к пище с общего стола. 

Естественный прикорм - сочетание отдельных позиций разных видов прикорма. 🕵‍♀️На мой взгляд, самая приемлемая современная концепция. 👍

🔻В ней нет строгих схем, объемов порций и очерёдности введения продуктов. 

🔻Начало прикорма похоже на педагогический, когда для поддержания пищевого интереса ребёнка усаживают за один стол с семьёй и дают пробовать микродозы продуктов с семейного стола. 

🔻Порции определяет сам ребёнок по аппетиту. 

🔻Консистенция продуктов предлагается постепенно от более мягкой пюреобразной к менее измельчённой. Кусочки пробуют вводить после того как ребёнок научится жевать более мягкие формы, примерно с 7-8 мес. (у некоторых позже).

🔻Основной объем питания до года составляет грудное молоко. 

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ:

🔻Педиатрический прикорм.

Наиболее устаревшая концепция. Она не учитывает аппетит ребёнка, не способствует формированию правильного пищевого поведения, не поддерживает пролонгирование ГВ, а также есть вероятность упустить переход от пюре к кусочкам. 

🔻Педагогический прикорм. Воспитывает в ребенке самостоятельность, учитывает аппетит и развивает навыки семейного застольного этикета.

Главный минус в том, что еда совсем не адаптирована под особенности развития ЖКТ ребёнка и вполне может способствовать дефициту нутриентов. 

🔻BLW формирует правильное пищевое поведение, самостоятельность, развитие жевательного навыка. Вроде бы всё прекрасно, но минус есть - иногда моторный навык жевания и пинцетного захвата формируется только к 9-10 месяцам и упускается возможность разнообразить рацион.

Иными словами, малыш не может есть кусочки, а мягкую пищу ему не предлагают. 

🔻 В естественном прикорме, на мой взгляд, очевидных минусов нет, по крайней мере на сегодняшний день. Этот подход я рекомендую родителям своих пациентов, обращая внимание на то, что в нём собрано лучшее из имеющихся подходов:

👍вводим прикорм, когда есть признаки готовности;

👍усаживаем с собой за стол, на руки и даём вначале микродозы разных продуктов (конечно тех, что без приправ, не жирных, не жареных);

👍даём приборы в руку с самого начала, пусть даже малыш не сразу поймёт для чего они; разрешаем пробовать еду руками, малышам важно познакомиться с консистенцией и таким образом;

👍объем порции увеличиваем в зависимости от аппетита малыша, никаких насильных кормлений или кормлений с мультфильмами и др. отвлечениями от приёма пищи.