Найти тему
PERI Россия

Интервью с Владимиром Эбергардтом, CEO BAVARIA-BAU – о российском строительном рынке, заказчиках, проблемах и решениях

На днях удалось пообщаться с Владимиром Эбергардтом – основателем и директором строительной компании BAVARIA-BAU. Мы познакомились в PERI Академии, где он проходил обучение по программе повышения квалификации «Технология монтажа опалубочных систем».

Владимир Эбергардт, CEO BAVARIA-BAU
Владимир Эбергардт, CEO BAVARIA-BAU

Владимир, расскажите о себе – чтобы наши читатели знали не только саму историю, но и то, с кем она происходила.

– Я русский немец. Родился и провел детство в Сибири, а в 14 лет уехал в Германию, получил высшее строительное образование. Там же начал профессиональную деятельность – в частности, строил олимпийскую деревню в Сочи.

3 года назад вернулся. Живу и работаю в России, руковожу строительной компанией. Обучение и опыт в Германии дают о себе знать: работаем по немецким технологиям, используем европейское оборудование, комплектующие и инструменты.

– Почему решили вернуться? В Германии что-то не нравится?

– Почему, нравится, иначе я там не жил бы столько лет.

Насчет России – может прозвучать пафосно, но я верю в будущее страны. А из прагматичного: вижу огромный строительный рынок и отсутствие профессионализма в малом частном строительстве.

Вот как раз отсутствие профессионализма я хочу изменить – так, как меня учили. Я привез все знания, что получил в немецком вузе и набрал за 11 лет на руководящей должности в Германии. Этому учу и этого требую от своих сотрудников.

– Чем именно вы занимаетесь в своей компании как топ-менеджер?

– Я больше практик, нежели чем просто управляю бизнесом. На мне и высший менеджмент, и операционный, и контроль на стройке. То есть я не только задаю стратегию развития компании, управляю бухгалтерскими и тому подобными вопросами, но и сам присутствую на объектах.

– Не самый обычный набор функций для владельца и топ-менеджера. Что подтолкнуло к такому решению?

– Я не сразу открыл свою компанию. В Германии я все 11 лет был наемным сотрудником, по такой же схеме начал свой путь и в России.

И, когда только начал работать в России, я столкнулся с таким явлением. Когда заказчик звонит в строительную компанию, его встречает менеджер, который уже на второй вопрос отвечает: «Я вас сейчас переключу на специалиста». А специалист справляется с техническими вопросами, но плавает в коммерческих.

В итоге клиент с самого начала теряется в этой цепочке. Особенно с учетом того, что заказчики обычно сами до конца не понимают, что им нужно.

А в BAVARIA-BAU они сразу, когда звонят или пишут, попадают ко мне. Я с ними могу обсудить все: и технические вопросы, и стоимость, и альтернативы. По той же логике на протяжении всей работы они поддерживают контакт именно со мной. На мне ответственность за каждый объект, и мне важно присутствовать на стройке.

– Можете сформулировать: чем российский строительный бизнес отличается от немецкого?

– Много чем. И первое отличие – тоже одна из причин, почему нужно мое присутствие на объекте. В Германии я был руководителем и мог весь строительный процесс доверить специалистам. Я точно знал, что у них есть образование, допуски, опыт и все остальное, что подтверждает компетенции.

У нас – сами понимаете, несколько иначе. С образованием в строительной сфере обычно дела обстоят довольно грустно.

– А кто работает у вас в компании?

– Строительные бригады – из русских и не только. Я искал уже сформировавшиеся бригады, общался с ними, некоторых взял к себе и начал учить – и рабочих, и бригадиров.

Сейчас у меня есть начальник технического отдела и обеспечения, который отвечает за производственные работы. Это как раз старший в одной из бригад, с которыми я начинал. Я не назначал его специально, скорее так вышло в процессе. Учил, общался – со временем он стал больше разбираться и взял на себя часть моих функций.

– Что считаете самым главным в работе?

– Я считаю, что самое главное – это соблюдение технических требований производителя. По его рекомендациям я должен делать все, что касается его материала. Это вопросы безопасности и долговечности. Учитывая то, сколько денег люди вкладывают в строительство, именно это они и должны получать.

Мы сотрудничаем с технологами брендов – чтобы нас контролировали. Регулярно проходим технический контроль, чтобы техники подтверждали наш профессионализм. PERI – не первые, с кем мы начали сотрудничество.

– Полагаю, это отражается на ценах?

– Конечно. Пример: в октябре 2021-го я прошел курс «Технология монтажа опалубочных систем» в PERI Академии. Теперь я точно знаю: шаг у балок должен быть вот таким, а не иным. Сколько решили технологи PERI, так мы и поставим. Да, в стройке приходится экономить, но нельзя экономить на техническом процессе, который влияет на безопасность, устойчивость конструкции и скорость выполнения работ.

Так что да, мы дороже многих. Клиент говорит: вы на миллион дороже по опалубке, чем конкуренты. Говорю: извините, я не могу вытащить стоимость из этой статьи, так заложено по технологии.

И вот здесь вернемся к вопросу про проблемы строительного рынка в России: у строителя очень плохой имидж. Он видится заказчикам как человек, который хочет тебя нагреть на материале и обязательно сворует часть материала, если ты не видишь.

В Германии есть поговорка «знания с ютуба». Это когда: «Да, мы не специалисты, но я знаю дядю Федю, он кладовщик в такой-то конторе – и вот он-то точно знает, как надо делать. Я ему верю. А вы, которые говорите, что 120 домов построили в этой вашей Германии – вы не знаете, как надо. Я вам не верю».

И снова к вопросу про имидж строителя в России: люди не хотят слушать. Хотя я знаю, о чем говорю и что делаю. Я дипломированный инженер-строитель, обучавшийся в Германии, у меня есть опыт. Получается так: например, клиент хочет выше марку бетона и больше железа в арматуре. Говорю, что это ничего не даст. Но нет – заказчик не поддается, надо делать. А в другом месте потом режут бюджет – деньги-то уже потрачены.

А на стройке действует какое правило? Если мы экономим деньги, то мы оставляем нервы. Деньги можно заработать, а новые нервы уже не выдадут.

– Как думаете, почему такое отношение?

– Если вопрос про сравнение с Германией – разная специфика рынка. Поясню. В Германии специалистам верят, когда те говорят: нужно делать вот так, стоит вот столько. Но не просто верят на слово: все строители дают гарантию. Если что-то получается иначе, чем договаривались, то компания приходит и выполняет свои обязательства.

А в России юридическую гарантию не пробить. Поэтому нет четкой ответственности, отсюда, я полагаю, такое отношение к строителям. Вплоть до того, что, когда меня нет на объекте, заказчик начинает пытаться руководить рабочими, отменяя мои решения.

– Что помогает менять это отношение?

– В первую очередь то, что я не хочу делать фигню. И сотрудников выбираю только таких, которые тоже хотят работать хорошо. А уже отсюда вытекают конкретные способы. Дело в том, что все эти способы – трудозатратные и дорогие. Если не видишь в них смысла, вкладываться не будешь.

Например, могу вызывать технолога, который будет объяснять заказчику, как надо делать, а как не надо. Совместное сотрудничество, обучение, сертификаты, опыт работ – возможно, это сможет изменить взгляд клиентов и дать им кредит доверия.

Очень помогает обучение моих сотрудников. Оно не только улучшает их работу, оно меняет отношение. Знания, подкрепленные опытом, дают уверенность в себе и позволяют чувствовать себя настоящим профи, и это приятное ощущение.

Иногда в дискуссии с клиентом помогает такой аргумент: мы прошли обучение, мы знаем лучше. Вплоть до того, что реально показываем сертификат о прохождении курса – вот, смотрите.

– Кстати об обучении. Вы сами поехали учиться, а потом уже учили своих сотрудников. Почему так – почему не отправили сразу их на обучение?

– Подвоха нет, это просто дешевле. К тому же у меня есть практический опыт, я умею и учить, и работать руками. Поэтому могу быть уверен в том, что как следует научусь и передам знания без потерь. Это большая ответственность, но так дешевле.

А уже потом, когда приходят новые ребята, их учат бригадиры и другие рабочие, я только контролирую.

– И что, действительно без вашего прямого участия сотрудники учат друг друга как следует?

– Да, и тому есть причины. Я всегда делаю упор на личную мотивацию сотрудников. Решаю вопросы и даю возможность заработать денег.

Простой пример: делали теплоизоляцию, осталось немного материала, потому что брали запас 10%, но он не пригодился. Рабочие взяли и дополнительно утеплили крышу террасы, хотя в проекте этого не было. Заказчик посмотрел и сказал: в проекте не было, платить больше не буду. А люди сделали действительно хорошее дело, которое потом и заказчик оценит. Понятно, что за это нужно заплатить. Плачу из своего кармана и считаю это максимально правильным. Иначе не будет никакой здоровой инициативы, люди не будут стараться сделать лучше, чем просят.

– Если вернуться к обучению – чего вы ждали от него? Оправдались ожидания?

– Да почти ничего не ждал, если честно, – чтобы не разочароваться. В первую очередь я хотел набраться опыта. Да, я управлял процессом, но как рассчитывать, как расставлять – не было глубоких знаний. Я не был в позиции, когда бы отвечал на объекте за реализацию монтажа опалубки.

Насчет практики – все оправдалось, ее точно было достаточно. Курс был сделан так: сначала онлайн-семинары – очень долго, серьезный подход. А потом практика, в условиях, максимально приближенных к стройке. Мы своими руками ставили межэтажные перекрытия, возводили опалубку для стен. Разве что бетон не заливали.

-2

– Вот вы научились, научили рабочих и бригадиров – что изменилось?

– Из самого очевидного – изменился подход к ранее выстроенным процессам. Оказывается, мы могли экономить. Простой и мало значимый на первый взгляд пример – расстояние между стойками и балками. Ранее мы всегда расставляли с запасом, но после обучения оказалось, что этот запас иногда вообще ни на что не влияет. Можно делать иначе, совершенно не теряя в безопасности.

Изменилась скорость ведения работ – стало быстрее. Если раньше мы использовали «что-нибудь» и приходилось кроить из стоек разного диаметра и качества, то теперь мы берем готовые из пакетов и просто ставим. На 15–20% точно стало быстрее.

Насчет скорости, кстати, это не только вопрос материалов, это еще и про технологию. Грубо говоря, монотонность в работе вышла на профессиональный уровень. Люди знают, что им придет, как с этим работать и как расставлять. В голове уже есть процесс, ничего не нужно придумывать и что-то приспосабливать, подкладывать.

– А в отношении рабочих видите какие-то изменения после того, как вы их обучили?

– Ребята больше гордятся тем, что они делают.

Вообще все, что подчеркивает профессионализм, дает повод для гордости. Даже если речь о мелочах: например, я всем купил новую рабочую униформу. Люди гордятся быть частью чего-то большого, когда они довольны и процессом, и результатом своей работы.

Я уже начал слышать от них: «Ну мы же компания, мы не фигню лепим, мы должны соответствовать».

– Что можете посоветовать тем, кто недавно вошел в строительный бизнес?

– Главное – помнить, что каждый должен заниматься своим делом. Если ты не профессионал – или стань им, или доверься профессионалу. Не жди, что случайный человек, телефон которого ты нашел на столбе, будет работать хорошо.

А чтобы стать профессионалом – надо для начала задаться целью что-то создать не на полгода, а на века. И найти тех, кто тебя качественно обучит.

– Если хотите что-то добавить – самое время. Скажите, что именно – и мы добавим ваши слова в материал.

– Хочу сказать огромное спасибо сотрудникам PERI Академии. Знаете, за что: они делают больше, чем от них требуется. Они этим живут и делают на 100 процентов, а не просто посещают работу. Это видно с первой секунды общения.

Причем речь обо всех: от руководителя, Ирины Фроловой, до преподавателей Максима Кудашова и Андрея Карзова.

В виде пожелания хочу передать, чтобы в курсе было больше расчетов. У PERI есть просто человек-уникум – Анатолий Малютин, он занимается расчетом нагрузок. Мне кажется, ему нужно предоставить больше времени в обучающей платформе, чтобы он больше делился своими знаниями, они потрясающие.