Недавно один комментатор написал (не дословно): «Урал» да ИЖ, больше ничего в нашей истории и не было… Ну, потом мы начали, конечно, вспоминать «Тулу», «Восход», «Минск»… А что если ещё глубже копнуть?
Первый тяжёлый советский мотоцикл.
Во многих российских музеях вам расскажут (а если есть, то и покажут) про первый советский тяжёлый мотоцикл ПМЗ-А-750. Но в прошлом году в новостях я вычитал, что московские реставраторы работают над восстановлением единственного в мире частями сохранившегося ХМЗ М1. Пожалуй, харьковский мотоцикл всё же первый, но какой музей сможет похвастать таким экспонатом? Так что скажем так ПМЗ-А-750 – это один из первых тяжёлых мотоциклов в истории СССР.
Мотоцикл «Малютка» - слыхали про такой?
Историю отечественных мотоциклов творили не только огромные заводы, но и просто талантливые люди в своих гаражах. По-разному можно относиться к такого рода частным экспериментам, но я скажу: а почему бы и нет? Мировой-то автопром как раз выехал из гаражей энтузиастов. Это в СССР плановая экономика копировала с «фиатов» да «фородов».
А как же мотоцикл «Москва» и другие "эмки"?
Кто-то скажет: да это тот же Минск! Для других это DKW. Вообще немецкие мотоциклы дали жизнь многим нашим железным коням. От того же самого DKW берёт начало К125, а про «Урал» (Ну, и «Днепр» тоже) и говорить нечего. Однако, в истории отечественных мотоциклов они всё же записаны как «Москва» М1А, К125, М61, М72…
P.S. Но мне кажется, заимствования вообще свойственны истории отечественного мото- и автомобилестроения. Да и в других странах все друг у друга много чего интересного взяли, часто без спороса. Кто знает, если бы не революция, то возможно наши лёгкие и средние мотоциклы взяли бы начало, например, от американской фирмы Yale, которая поставляла свои машины для Русской императорской армии. И тогда история отечественной мототехники пошла бы по совсем другому пути?
А что если копнуть ещё глубже? Про какие отечественные мотоциклы следует ещё вспомнить?