Найти тему
iiii Tech

Роботизированная автоматизация процессов: что умеют роботы и как они помогают бизнесу

Оглавление

Привет!

Мы начинаем цикл статей, в котором будем рассказывать про основные направления нашей работы и объяснять, какую пользу они могу принести бизнесу. Первым будет RPA.

Robotic Process Automation
Robotic Process Automation
RPA (robotic process automation) – роботизированная автоматизация процессов/автоматизация с помощью программных роботов, имитирующих действия человека.

Что такое RPA

Первым делом посмотрим на определение. Что значит «роботизированная автоматизация» и чем она отличается от обычной автоматизации (например, при помощи интеграции или макроса)?

Вспомним обычных, физических роботов, которые хорошо известны массовой культуре и которые уже частично присутствуют в нашем быту (например, пылесосы). Их самая важная отличительная черта – имитация действий человека. Так, в начале 20 века в строительстве жилых домов была популярна инновационная на тот момент технология – центральные вакуумные системы, которые всасывали пыль и грязь «в стену» и отправляли её по трубопроводу. Они не изображали «человека с пылесосом» – в отличие от робота, который точечно перемещается по квартире, обходя препятствия.

Роботизация бизнес-процессов

Похожая ситуация с цифровыми роботами. Они являются исполняемой программой (как уже упомянутый макрос), но повторяют действия пользователя: клики, перемещения по программным интерфейсам, принятие решений. Это значит, что роботы умеют взаимодействовать с графическими интерфейсами программ, а классическое ПО – нет.

Поэтому RPA в 99% случаев внедряют
1) тогда, когда нужно снять с сотрудника наиболее рутинные и часто повторяющиеся операции
И
2) тогда, когда прямая интеграция между двумя (или более) продуктами ПО затруднена или невозможна.

Используют ли роботы искусственный интеллект

Короткий ответ: иногда. Огромное количество операций, например, создание документов, сбор данных, не требует использования AI, но когда в дело вступают нейросети, сфера их применения расширяется почти до бесконечности (и мы считаем, что за такими роботами – будущее).
Хорошо знакомые нам чат-боты и голосовые помощники – частный случай робота с искусственным интеллектом. Их качество работы зависит от сложности использованной математической модели.

Почему роботы «лучше» людей, нажимающих на кнопки

Они: 1) почти не ошибаются (если не ошибается их «модель поведения»). Ваши эффективность и качество услуг растут; 2) работают до 20 раз быстрее: еще один пункт «в копилку» эффективности; 3) стоят дешевле  - не только за счет «зарплаты», но и за счет экономии на обучении, социальном пакете и т.д.; 4) не уходят в отпуск, не грустят, не нуждаются в мотивации и почти не нуждаются в контроле; 5) легко «размножаются»: вы можете копировать робота в несколько кликов (создание «нового специалиста», конечно, занимает больше времени). Это значит, что бизнес легко масштабировать. Если вам нужно сезонно увеличить штат в два раза, а потом уменьшить в полтора, это делается быстро и приятно. С людьми такой фокус, увы, не работает.


Чем роботизация отличается от автоматизации

  1. Роботизация – это выход в тех ситуациях, когда прямая интеграция невозможна (мы уже об этом говорили).
    Если интегрируемый софт слишком масштабен, сложен, если у вас нет разработчиков с требуемым набором скиллов, если его стабильность критически важна для большого числа сотрудников (под это определение подходит почти любое enterprise-ПО), это тоже тот самый случай.
  2. Даже если интеграция возможна, купить и настроить робота нередко быстрее и дешевле, чем что-то интегрировать. Поэтому они иногда используются как временное решение (костыль здорового человека) – если это cost-efficient.
  3. Роботы более чувствительны к изменениям и в каком-то смысле более требовательны и к формализации задания, и к «обстановке». Классической программе нет дела до того, что вы поменяли цвета кнопок на сайте, а вот у робота может случиться когнитивный диссонанс, не совместимый с выполнением задачи.

Что умеет программный робот

  • Принимать решения согласно заложенному алгоритму;
  • Ориентироваться в любом интерфейсе;
  • Работать с данными – собирать, проверять, перемещать, интерпретировать и трансформировать (с помощью, в том числе, сторонних программ).

Будет понятнее, если мы приведем примеры.

Наиболее популярные места внедрения – это отделы, работающие с бумагами и цифрами. В
финансах/бухгалтерии они помогают со сверками, ЭДО, подписями и аудитом.  В логистике они управляют транспортом, грузоперевозками, складами, «общаются» с поставщиками.
В отделе
кадров они могут обучать сотрудников, делать отчетность, и, разумеется, работать с документами.

В
контактных центрах интеллектуальные роботы нередко сидят на первых линиях поддержки и разбирают обращения.

Еще одна классика – роботизация в
ERP/BPM-системах (например, SAP): роботы многих поставщиков умеют выполнять стандартные операции популярных систем прямо «из коробки».

Наконец, в
ИТ они чаще всего собирают и обрабатывают данные, но могут и управлять инцидентами (нестандартными ситуациями, поломками и т.д), принимая простые решения.

«Вы сами создаете роботов?», или чем мы занимаемся

Роботов создают специально обученные люди компании-вендоры. Их довольно много (впрочем, все относительно) и за рубежом, и в России. Они создают сами программы, которые (условно) приводят роботов в действие.

Мы, iiii Tech, внедряем этих роботов. Внедрение – это далеко не «установка программы».

Зоны ответственности вендора и iiii Tech
Зоны ответственности вендора и iiii Tech

Сначала мы анализируем все ваши процессы, определяем, что нужно роботизировать в первую очередь с гарантированным положительным результатом, а что может подождать.
Потом покупаем для вас лицензию (на «конструктор»), помогаем вам описать процессы – без правильно описанных процессов роботы не работают, это их маленькая слабость.
Далее занимаемся интеграцией, проводим разнообразные тестирования, после запуска контролируем, донастраиваем роботов или обучаем вас работе с ними. Иными словами, отвечаем за то, чтобы у вас всё (и все) работало как надо.

Чем отличаются роботы разных вендоров

  • Технологиями, которые были использованы при создании (например, языком);
  • Фокусом – есть небольшая специализация по «направлениям». Вообще, конечно, «все умеют всё» и эта специализация – исторический результат опыта работы с определёнными отраслями или технологиями, не зря любой потенциальный покупатель робота первым или вторым делом идет смотреть на кейсы;
  • Cхемами лицензирования – разные схемы подходят клиентам разного масштаба и под разные цели;
  • Дополнительными опциями😊

Мы работаем с российскими компаниями Pix Bots и Roomy Bots.

Наши партнеры

  • имеют встроенные возможности AI (и даже ML);
  • умеют работать с базами данных (MS SQL, Postgre, Oracle)(их роботы);
  • имеют стандартные интеграции с BPM и около-системами;
  • кросс-платформенны;
  • имеют Low-code опции;
  • ..и многое, многое другое.

Если вас интересуют более конкретные примеры действий, которые умеют выполнять роботы, чем именно отличаются наши вендоры, какую пользу роботизация может принести конкретному типу бизнеса – или любые вопросы, пишите их в комментариях или специальной форме на нашем сайте.