Известно, что Ван Гог часто использовал старые холсты со своими картинами для написания новых, специалисты считают, что до трети (!) его картин написаны таким образом. Дело в том, что художник был не только очень импульсивен, но и часто бывал стеснен в средствах (его мастерство не было признано при жизни), то есть денег на новый холст у него попросту могло не быть, а вдохновение ведь нельзя поставить на паузу - нужно работать пока оно есть.
Однако, до недавнего времени простая рентгенограмма не позволяла с точностью определить, что именно за картина была изначально на холсте. Но со временем технологии продвинулись и теперь с помощью них (а именно, если кому интересно, с помощью рентгеноспектрального флуоресцентного анализа) ученым удалось получать неплохие изображения изначальных или задумок авторов, или полноценных картин, которые по каким-либо причинам были переписаны новыми работами поверх старого слоя красок. "Лоскут травы" - как раз таки одна из таких картин.
Для этой картины Ван Гог выбрал крупный план поля травы и изобразил каждую травинку и цветок очень тщательно в своем фирменном, ярком стиле с красочной палитрой цветов. Однако, так в творчестве Ван Гога было не всегда, и это имеет непосредственное отношение именно к этой картине нидерландского художника. Ведь с помощью тех самых технологий, о которых я рассказал в начале статьи, удалось "просветить" картину и увидеть то, что там было изображено изначально:
А изначально на полотне была изображена голландская крестьянка. Работа была создана в начале творчества художника, во время его пребывания в нидерландском городе Нюэнене. Там, в конце 1884 - начале 1885 года Ван Гог написал целую серию портретов крестьян и крестьянок, причем в мрачных и тяжелых тонах, которые превалируют в творчестве художника в тот период. Специалисты считают открывшийся портрет как раз одним из этой серии. Новые технологии, которые позволяют увидеть изображение даже в цветах, подтверждают эту догадку (листайте галерею, чтобы увидеть другие портреты кисти Ван Гога из этой серии):
Специалистов больше всего впечатлило то, какую трансформацию претерпел творческий взгляд Ван Гога за какие-то два с половиной года - а именно столько отделяет старое изображение от нового. Причем эта метаморфоза зафиксировалась прямо на одном холсте.
А случилось за это время вот что - Ван Гог в 1886 году переезжает к своему брату Тео в Париж, где попадает под сильное влияние импрессионизма и пуантилизма, о котором я вам уже рассказывал. Художник осознал, что его палитра сильно устарела и вообще слишком мрачна, и, как это часто бывает, маятник качнулся в другую сторону. Именно новой, обновленной палитрой с яркими и сочными цветами нидерландский мастер и напишет те свои картины, которые впоследствии будут признаны шедеврами.
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.
Другие статьи про творчество Ван Гога: