Найти в Дзене
Анастасия Миронова

Пропагандисты лубка. Еще один привет от Галины Юзефович, которая внушила России, что лубочная литература это не стыдно

Фото: ast.ru
Фото: ast.ru

Что это вообще такое? Галина Юзефович сетует, что теперь в России, из-за новой редакции закона о пропаганде нетрадиционных отношений, будут закрыты целые якобы бесценные отрасли литературы.

Скриншот поста телеграм-канала "Рыба Лоцман"
Скриншот поста телеграм-канала "Рыба Лоцман"

Ой-ли, так уж прямо и литературы, Галина Леонидовна? "Лето в пионерском галстуке" о романе вожатого с ребенком из детского лагеря (оба мужского пола) читала, кажется, только Галина Юзефович. Что такое Popcorn Books, я смутно знаю, там эту книгу и много подобных издали. Компания занимается литературой в жанре Young Adult - про взрослые проблемы детей. В основном там у детей одни и те же проблемы.

Остальное это вообще что такое? Яой - манга об отношениях двух мужчин. Юри - то же самое, но про женщин. Ya-комиксы - это ровно то, что издает Popcorn Books, но в еще более упрощенной форме. Слушайте, все это не литература и предлагает псевдочтение. Совершенно неважно, по какой причине оно пропадет, из-за нового закона или по причине удорожания бумаги. Это лубок. Я не пойму, почему именованным ведущим критик вдруг о лубке рассуждает.

Во все времена были лубочные театры и лубочные картинки. Как только книгопечатание более или менее развилось, появилось и лубочное чтение

В России лубочная литература как заметное явление родилось в конце XVIII века. И вплоть до Ленина лубок поставлял неприхотливому читателю жития святых, календари, детективы (так, сыщик Путилин стал героем одной из серий, однако отец Галины Леонидовны в наше время сделал на столь народном материале хороший ретродетекив, я писала об этом). В ленинско-сталинскую эпоху лубка, как ни странно, не было. Не до чтения было неграмотным массам. Вернулся лубок на книжный рынок чуть ли не при Горбачеве только, в форме сборников анекдотов, кроссвордов, подборок полезных советов. Потом пошли детективы, стихи ко всем случаям жизни, сборники тостов, "энциклопедии для девочек", сборники цитат великих людей.

Так продолжалось достаточно долго. Примерно 25 лет. А потом набрали силу такие критики, как Галина Юзефович, которые фактически демаргинализировали лубок, ввели его в литературу. Об этом у меня была колонка на портале "Альтернативная литература". Помните? Когда Галина Леонидовна и Антон Долин уехали, я написала о том, что они повинные перед современной нашей культурой тем, что стали зарабатывать на массовой публике, просто делая вид, что у этой публики хороший вкус. Они стали называть лубок литературой, а читателей лубка - читателями литературы.

Не одна Юзефович, конечно, виновата, много их, имен так сразу не назвать. Виновата в целом индустрия, которая придумала, как монетизировать аудиторию лубка:

достаточно было просто внушить им, будто их календари, комиксы, детективы про Харри Олли это тоже литература, которую читают такие серьезные тетеньки, как Галина Юзефович

Та моя колонка называлась "Льстили массам и стригли лайки" - она ровно о том, что произошло с нашей литературой, которую попросили подвинуться, чтобы впустить к себе лубок. А лубок нужен, чтобы окучивать его читателей.

Комиксы, фанфики и пр. элементы массовой культуры - это ведь из того же ряда, что "Тещин язык", лунный календарь посадок или сборник анекдотов для полочки в уборной. Мало и плохо сказала я тогда про Юзефович и Долина как акторов процесса по приданию лоска нижайшей массовой культуре - надо было больше и жестче. Это пропагандисты лубка. Сами они, безусловно, люди хорошо образованные, понимающие и в киноиндустрии, и в издательском бизнесе. Они знают, что аудитория, с которой они стали работать, это аудитория лубка. Но у них с ней договор: зарабатывать на этой аудитории (элементарно, чтобы она подписывалась и формировала базу "подписоты") можно, только есть соврать ей, что потребляемый ею лубок это та же настоящая большая культура.

А читатели лубка - уважаемые читающие граждане

На самом деле, вся эти комиксы и YA-книжки есть жвачка для не читающей публики. Это даже не бульварная литература. И не массовая беллетристика. Это не Лидия Чарская для институток, а именно лубок. То, что раньше печатали большими яркими буквами и продавали в кабаках. Но тогда читатель лубка осознавал себя читателем лубка. Сейчас же он вдруг вздумал, что листание этой продукции делает его читающим человеком.

"Я читаю комиксы". Нет, дружок, ты не читаешь ничего. Галина Юзефович и маркетологи издательств тебя обманули, потому что им нужно, чтобы ты не стыдился покупать лубочное чтиво и ходил смотреть рекламу на их площадках. И мы, конечно, не грустим, что такой критик стал в России чуть менее слышным. Возвращайтесь, Галина Леонидовна, вряд ли вам тут что-то угрожает. Только помните, что лубок на себе в литературу вновь тащить не надо.

В следующий раз напишу еще о разных наших деятелях, которые научились монетизировать треш-аудиторию в стримах, делая вид, будто у них большая читательская база и они влиятельные публицисты.

Не поверите, написала для сайта "Альтерлит" колонку не про Украину. Про культуру! И серьезно! Из серии "Если для этого понадобилось разбомбить Украину, что ж...." Мы имеем хорошее начало года: из России уехал и своей пост в журнале "Искусство кино" сдал Антон Долин, а Галину Юзефович заблокировали вместе со всей "Медузой". Пишу об этом явлении серьезно, вдумчиво, с уважением к обоим фигурантам…
Анастасия Миронова9 марта 2022