А вот и первый сольный альбом экс-ведущего гитариста группы Free (не считая совместного проекта под названием Kossoff Kirke Tetsu Rabbit). это чистый студийный джем и, как и все подобные работы он имеет ярко выраженную тенденцию к самодовольству и скучности.
Так писала британская газета Sounds о первом сольном альбоме Пола Коссоффа. Давайте же погрузимся в историю записи этой неоднозначной пластинки.
Для поклонников Free не могло быть более странного года, чем 1973. Он начался с плохой новости об уходе Пола Коссоффа из группы, а после стал ещё хуже, когда заменой Коссофа был объявлен Уэнделл Ричардсон из Osibisa.
Решение Коссоффа покинуть Free было воспринято музыкальной прессой неоднозначно, но остальные участники группы - Пол Роджерс и Саймон Кёрк уверяли, что дверь для Пола всегда открыта и они будут рады его возвращению.
О начале работы над сольной пластинкой было объявлено сразу после ухода гитариста из Free, хотя до этого, ещё будучи в группе, он порой организовывал сессии звукозаписи, на которых исполнял свой материал, реализуя те идеи, которые не находили воплощения в основном коллективе.
Первыми зёрнами того, что станет альбомом Back Street Crawler были посеяны ещё в сентябре 1971 года, когда Коссофф участвовал в записи композиции May You Never гитариста Джона Мартина для его альбома Solid Air (очень хорошая запись, рекомендую). Тогда запись не вышла, но стала доступна при переиздании Back Street Crawler в 2008 году, поэтому предлагаю послушать обе версии:
Годом позже (в ноябре 1972) Коссофф и Мартин записали несколько джемов, из которых потом получилась композиция Time Away. На переиздании 2008 года представлен полный, почти сорокаминутный джем Time Away, на котором также слышны задатки того, что вскоре превратиться в Tuesday Morning.
Несколько ранее (в марте 1972 года), группа Free работала над композицией под названием Burnin, которая должна была войти в альбом Free at Last, но так и не была доведена до конца.
Тогда Пол, не желая откладывать трек в пыльный шкаф, с помощью Джона "Рэббита" Бандрика и Джесса Родена доработал композицию и под названием Molten Gold выпустил на первом сольнике, организовав этакое студийное воссоединение Free, поскольку партии Роджерса, Кёрка и Фрэзера на Moltenr= Gold сохранены в полном объёме.
При переиздании каталога Free ранняя версия Molten Gold вышла сначала в составе бокс-сета Songs Of Yesterday, а после в качестве бонус трека к альбому Free at Last под названием Burnin' (Molten Gold) (Alternative take).
В июне 1972 года появился джем Tuesday Morning, после того как Энди Фрэзер объявил об уходе из Free и Коссофф пребывал в подавленном состоянии. При помощи Алана Уайта из Yes, Трэвора Бартона и Джона Бандрика Коссофф с одного дубля, предварительно не единожды репетирова, записывает этот изумительный почти восемнадцатиминутный джем, которым открывается альбом.
Получается, что к моменту ухода Коссоффа из Free большая часть его сольной пластинки уже была готова, и вольному гитаристу не терпелось довести дело до конца, но тут вмешались проблемы со здоровьем.
Увы, Пол был пристрастен к наркотическим средствам, и это сказывалось, как на его личной (постоянные попадания в клиники), так и на профессиональной жизни (срывы сессий, ссоры с музыкантами), поэтому работа застопорилась на июля 1973 года.
Посвежевший Коссофф при поддержке продюсера и музыканта Джина Роузэла (работал с Донованом и Кэтом Стивенсом) записывает композицию Back Street Crawler (Don't Need You No More), на которой пел Юджин Уоллесс, но при финальном микшировании его вокальные партии были стёрты и заменены гитарой.
В конце лета 1973 года Пол при помощи Джесса Родена записывает великолепнейшую I'm Ready. Тогда же появились слухи о том, что Коссофф соберёт свою группу с Роденом на вокале.
Пол:
В какой-то момент я был очень близок к тому, чтобы создать группу вместе с Крисом Стейнтоном и Джессом, правда я особо не стремился к этому, но всё равно был расстроен нет, что у нас ничего не вышло, я ладил с Джессом и хотел с ним работать.
Ещё одним предположительным составом новой группы Пола был следующим: Энди Фрэзер, Митч Митчелл, Пол Коссофф и певец, имя которого держалось в секрете, даже лейбл Island Records подтвердил, что у пола есть намерения создать свой коллектив, но увы, этому не суждено было сбыться.
Скомпилированный из записей 1971-1973 годов Back Street Crawler вышел 16 ноября 1973 года.
На лицевой обложке альбома гитарист пассивно стоит у входа в свой дом на Goldborne Mews, выглядя удивительно худощавым, с закрытыми глазами и безвольно свесив руки над своим белым Fender Stratocaster.
Фото сделала подруга Пола Сэнди Чард:
Это было ясным солнечным сентябрьским днём 1972 года, мы с Коссом просто играли на улице с новой камерой и веселились.
Фото для оборотной стороны также сделано Сэнди, но уже в декабре 1972 года. На нём можно увидеть коллекцию пластинок Коссоффа, а также постеры его кумира Джими Хендрикса на стене позади него.
Пресса встретила альбом неоднозначно, основные эпитеты в адрес альбома это "самодовольный" и "скучный". Но если про самодовольство говорить, на мой взгляд, смешно, потому что какой артист, выпуская сольную пластинку не стремиться получить удовольствие от своего труда, то насчёт скучности .... я не согласен, да, это сугубо оценочное понятие, но всё же, давайте попробуем разобраться.
Tuesday Morning. Джемы штука сложная, потому что если вас после 3-4 минут не зацепило, то дальше вряд ли будет лучше, но если уж вы втянулись, то останетесь в этом потоке до конца. Коссофф здесь конечно главный, но его гитарные изыски не утомляют, он умеет вовремя замедлить темп, а то и вовсе уйти в тень, выпустив на передний план клавиши Бандрика, чья роль в Tuesday Morning лишь чуть уступает роли Пола.
I'm Ready лаконичная и драйвовая блюз-роковая вещь, Джесс Роден поёт великолепно, и единственный минус - мало.
На Time Away бас-гитарист Тецу Ямаучи, барабанщик Free Саймон Кёрк и гитарный дуэт Коссоффа и Джона Мартина выдаёт ещё одну джемовую штуку, более резкую и колючую, чем Tuesday Morning, но не менее великолепную.
Жаль, что нет видео живых исполнений этих песен Полом и его группой, но давайте обратимся к помощи трибьют коллективов, которые с уважением и любовью воссоздадут для нас великолепную Time Away на сцене.
Molten Gold. А вот и группа Free и похоже единственный трек альбома, к которому у критиков не было претензий. Ох уж эти критиканы, уверен, не будь там участников Free, они бы и эту композицию в пух и прах разнесли. Правда не могу представит за что в нём можно зацепиться. Роджерс и Роден создают прекрасный вокальный дуэт, Бандрик ненавязчиво подыгрывает на фоне, а Коссофф вкрадчиво вплетает свою гитару в вокальные линии
Back Street Crawler (Don't Need You No More) завершает альбом клавишно-гитарным дуэтом, и это действительно дуэт, в котором Коссофф даёт очень много пространства Роузеллу.
Что там говорили газетчики о самодовольстве?
Отдельно скажу о переиздании 2008 года, о котором я уже упоминал. Помимо пяти основных треков в переиздание вошло 15 (!) бонусов, которые условно можно разделить на два блока.
Первый - различные вариации Tuesday Morning, коих набралось аж 6 штук. Первые две (Early Take 1 и Early Take 2) для любителей проследить, как росла и крепла композиция, хотя и просто послушать без посекундных сравнений тоже можно, особенно обратите внимание на Take 1, если вам хочется побольше гитары и поменьше клавиш.
А вот следующие вариации помечены жанровыми ярлыками: Blues, Groove, Boogie и Piano Jam. Блюзовый вариант медленный, тягучий, вязкий, как сигаретный дым опускающийся на ваш стакан с бурбоном, В грувовой версии ведущая роль отдана бас-гитаре и клавишам, что роднит композицию с музыкой группы War. Вот в версии буги я не слышу ярко выраженного элемента указанного жанра, хотя вещь не плохая. Piano Jam хороша, особенно если вам в противовес Early Take 1 хочется больше клавишных.
Вторая часть бонус треков это уже разного рода неизданное + вариации.
К примеру I'm Ready представлена в двух вариантах: Take 4 и Take 10, Full Version. Первая это так называемая "рыба", в которой ещё нет текста и Роден пропевает вокальную линию только звуками, а вот вторая, я не стану скрывать, нравится мне куда больше оригинала. Как раз те 6 минут, которые длится полная версия, раскрывают трек целиком, в отличие от двух минут тридцати секунд оригинала.
Двумя версиями, одна из которых вошла в бокс-сет Free Songs of Yesterday, представлена Molten Gold. В обеих версиях ещё нет клавиш Бандрика и вокала Родена, поэтому именно так она бы звучала в исполнении Free.
В альтернативном варианте заглавной композиции, получившем примечание Single Guitar Track, No. 14, больше гитары Пола, чем в оригинале, поэтому какой выбрать - дело вкуса.
The Lady Is a Tramp - приятная безделушка, впервые записанная ещё в 1937 году оркестром Томми Дорси, записанная между сессиями I'm Ready.
Оставшиеся три композиции May You Never, Leslie Jam и Time Away (Complete Jam) взяты из совместных сессий с Джоном Мартином. Первая - непримечательная зарисовка, о May You Never я уже писал, а вот Time Away (Complete Jam).... Да, о нём я уже тоже говори, но скажу снова, это штука не для слабых духом, потому что выдержать композицию почти в сорок минут длинной объективно сложно, но попробовать стоит, уверен, вы не разочаруетесь.
В итоге можно сказать, что Back Street Crawler это альбом неоправданных карьерных ожиданий. Потому что после его релиза появлялись то сообщение о предстоящем концертном турне, то о скором продолжении сольной карьеры Пола, но сам Коссофф похоже не видел себя сольным артистом. Собрав накопившиеся у него записи и выпустив их под своим именем, он был готов двигаться дальше, но уже в составе коллектива. Что собственно и произошло, когда была собрана группа названная Back Street Crawler, успевшая до смерти Пола в марте 1976 года записать два студийных альбома.
Спасибо, что читаете.