Найти в Дзене
Мир в его многообразии

Первый авиатор Римской империи

Ещё во времена седой древности в Египте, Вавилоне, Ассирии, Китае и других странах люди живо интересовались возможностью осуществления полётов наравне с птицами. Несмотря на мнимую простоту, разрешить задачу полёта долгое время никому не удавалась, но это не значит, что люди не пытались осуществить свою мечту о полётах. Ещё за несколько столетий до нашей эры древние греки создали красивую легенду о полёте человека. Согласно этой легенде талантливый инженер и художник Дедал, окончив строительство роскошного Кносского дворца на острове Крит, засобирался отплыть на свою родину в Грецию, вместе с сыном Икаром. Но был задержан стражей царя Миноса, который распорядился заключить инженера с его сыном, в возведённым Дедалом дворце-лабиринте. Стремясь к свободе, Дедал в отчаянии решился на небывалую вещь – улететь вместе с сыном на крыльях. Вооружившись перьями, нитками и воском художником были созданы четыре крыла. Икар пребывал в восхищении, обнаружив, что эти крылья вернут им желанную своб

Ещё во времена седой древности в Египте, Вавилоне, Ассирии, Китае и других странах люди живо интересовались возможностью осуществления полётов наравне с птицами. Несмотря на мнимую простоту, разрешить задачу полёта долгое время никому не удавалась, но это не значит, что люди не пытались осуществить свою мечту о полётах. Ещё за несколько столетий до нашей эры древние греки создали красивую легенду о полёте человека. Согласно этой легенде талантливый инженер и художник Дедал, окончив строительство роскошного Кносского дворца на острове Крит, засобирался отплыть на свою родину в Грецию, вместе с сыном Икаром. Но был задержан стражей царя Миноса, который распорядился заключить инженера с его сыном, в возведённым Дедалом дворце-лабиринте. Стремясь к свободе, Дедал в отчаянии решился на небывалую вещь – улететь вместе с сыном на крыльях. Вооружившись перьями, нитками и воском художником были созданы четыре крыла. Икар пребывал в восхищении, обнаружив, что эти крылья вернут им желанную свободу. И вот на рассвете, отец и сын, с крыльями, прикреплёнными воском к их плечам, отправились на самый высокий холм дворцового сада и совершили с него свой полёт на распростёртых крыльях. Несмотря на трагический исход попытки бегства, некоторые исследователи полагают, что в легенде была описана реальная попытка осуществления полёта человеком и перед нами открывается описание первых достижений в области полётов, передаётся опыт создания первых планеров.

"Икар и Дедал". Миниатюра Гийома Лорриса из книги "Le Romanesque de la Rose" (XIV век)
"Икар и Дедал". Миниатюра Гийома Лорриса из книги "Le Romanesque de la Rose" (XIV век)

Изобретённый в Китае в V веке до нашей эры воздушный змей при больших размерах давал возможность человеку парить в воздухе, что в дальнейшем позволяло китайским инженерам использовать его не только для развлечений, но и в утилитарных целях, применяя в почтовых, метеорологических и военных целях. Возможно, китайцы могли быть первыми, кто рискнул осуществить полёт на воздушном змее. Но первый подобный случай датируется только 559 годом нашей эры, когда свергнутый китайский принц Юань Хуантоу вместе со своими единомышленниками пытался бежать из тюрьмы, в которую был заключён узурпатором Гао Яном.

"Китайский воздушный змей". С гравюры Артура Уилмора
"Китайский воздушный змей". С гравюры Артура Уилмора
Изобретательный принц соорудив большого воздушного змея, спрыгнул на нём с высокой Башни Феникса и преодолел путь в 2500 метров. Древние авторы отмечают героизм первого китайского авиатора, но с прискорбием сообщают, что Юань благополучно пережил полёт, но был схвачен стражей и вскоре казнён за попытку к бегству.
Полёт (низвержение) Симона Волхва. Изображение на капители Собора Святого Лазаря Отенского (начало XII века)
Полёт (низвержение) Симона Волхва. Изображение на капители Собора Святого Лазаря Отенского (начало XII века)

Итак, присматриваясь к воздушному змею, парусам и другим плоским предметам, поднимаемых с земли силой ветра, человек решился совершить самостоятельный полёт с помощью несущей поверхности, прикреплённой к его телу. По преданию, задолго до Юаня Хуантоу, первый подобный полёт с помощью развевающегося от ветра одежды выполнил в Риме в 66 году нашей эры родоначальник гностицизма Симон Волхв. Этот опыт изображён на барельефе знаменитого Собора Святого Петра в Риме. У нас в Санкт-Петербурге, в Петропавловской крепости, над внутренними воротами, ведущими к собору (Петровские ворота), находится деревянное барельефное изображение той же картины ("Низвержение Симона Волхва апостолом Петром"). На первый взгляд, на барельефе просматривается религиозный спор, в котором Симон представлен исчадием ада, но часть исследователей, особенно советских, обратили внимание на характерные для первых авиаторов наличие длинных развивающихся одежд и крыльев. По всей видимости, Симон Волхв смущал своих духовных братьев не только отличающимися религиозными взглядами, но и экспериментами в области воздухоплавания.

Барельеф "Низвержение Симона Волхва апостолом Петром" над Петровскими воротами Петропавловской крепости
Барельеф "Низвержение Симона Волхва апостолом Петром" над Петровскими воротами Петропавловской крепости

Существуют более подробные сведения о полёте такого же рода, совершённом в Константинополе неким арабом, находившимся в свите турецкого султана Кылыч-Арслана II, который нанёс визит византийскому императору Мануилу I Комнину в конце 1161 года. По словам очевидца, историка Никиты Хониата, упомянутый араб, которого городская публика изначально восприняла за колдуна, а потом понизила статус до юродивого, хвастался, что он сможет перелететь через весь ипподром аки птица. Для этого, в назначенный день, заморский гость надел широкую и длинную одежду белого цвета, в которую были вшиты ивовые прутья. Взобравшись в этом одеянии на вершину башни, араб остановился в ожидании порыва ветра, как корабль в море. А в это время все присутствовавшие на ипподроме гости устремили на него свои взоры в ожидании скорейшего начала шоу. Ввиду того, как долго томился в ожидании ветра испытатель, по толпе вскорости пошёл ропот и особо нетерпеливые начали торопить авиатора, требуя скорейшего начала испытаний.

Араб всё медлил, изводя зрителей, ожидавших представления, и изучал силу ветра, для чего постоянно простирал свои крылатые руки и выжидал момента. Когда, наконец, ветер показался ему благоприятным, он спрыгнул с башни и начал парить на головами изумлённых горожан, пролетев большое расстояние, но не совладав с потоками воздуха, упал на землю и разбился насмерть.
Памятник одному из первых планеристов в истории Аббасу Ибн Фирнасу, возле Багдадского международного аэропорта
Памятник одному из первых планеристов в истории Аббасу Ибн Фирнасу, возле Багдадского международного аэропорта

Из описания очевидца вполне ясно, что длинная и широкая одежда арабского авиатора, нашитая на ивовые прутья, представляла собой поверхность парашютной формы, находившейся за его спиной. Подобного рода летательные аппараты могут быть названы привязными парашютными планерами, позволяющими не просто благополучно спускаться с высоких башен, как это сделал Аббас ибн Фирнас в 852 году, а именно осуществлять перелёт из одной точки в другую. Опытов полетов на таких планерах известно немного, но на основании имеющихся старинных записей можно сделать вывод, что первые испытания летательных приспособлений с человеком на "борту" произошли на несколько столетий раньше, чем принято считать.

Из рубрики "Интересные факты":

____________________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!