5,9K подписчиков

«Фигуры света», Сара Мосс: дети идеалистов и их тяжкое бремя

216 прочитали

Издательство: «Фантом Пресс», 2022.

Переводчик: Анастасия Завозова.

История о насилии, что «оправдывают» добрыми намерениями — во благо личности и мира, и о тяжелых судьбах детей, воспитанных идеалистами.
Иллюстрация автора. Я сделала шесть вариантов картинок к этой книге! Никак не могла поймать нужную интонацию.
Иллюстрация автора. Я сделала шесть вариантов картинок к этой книге! Никак не могла поймать нужную интонацию.

Ребята, как сложно писать отзыв об этой книге! Ох, попробуем.

О чем?

Викторианская Англия. Время прерафаэлитов, кринолинов и махрового консерватизма.

Молодожены Альфред и Элизабет заходят в свой новый дом. Они полны надежд и планов. Он — начинающий художник. Она — ревностная христианка, яро отстаивающая права женщин. У них рождаются две дочери.

Повествование циклично: Элизабет, воспитанная суровой матерью, из жертвы постепенно превращается в агрессора. Ее «ломает» рождение детей: она не справляется, но и помощи попросить не может.

Фото автора.
Фото автора.

К тому же свое призвание Элизабет видит в другом, ее ждут подопечные — обездоленные женщины, вынужденные зарабатывать на жизнь тяжким трудом, проститутки и сироты. Она должна сражаться со злом на передовой, а не стирать пеленки.

Время идет, методы воспитания Элизабет все больше становятся похожи на дрессировку. Она ставит цель — вырастить из дочерей женщин нового времени, самодостаточных и независимых. И кусок пирога пусть вернут, его отдадут тем, кому нужнее.

А где же Альфред? Он думает о красках, эскизах, богатой клиентке и свете, что упал на гроздья рябины — «где бы еще в природе встречался такой цвет, такой насыщенный оранжево-красный».

Иллюстрация автора. Фрагмент одной из тех шести картинок)
Иллюстрация автора. Фрагмент одной из тех шести картинок)

Мнение

Главной героиней книги мне видится старшая дочь Элизабет Алли (к тому же сама Элизабет тоже старшая дочь). Ее взросление происходит на фоне значимых общественных событий — принятия дискриминационных законов и борьбы женщин за свои права. Тема актуальна и сейчас, однако для меня этот роман в первую очередь о насилии.

О том, как тяга к нему передается от родителей к детям. О том, что молчание и самоустранение — одна из его форм.

Временами может показаться, что в книге феминизм осторожно критикуется за радикальность. Но не соглашусь. Недаром в одной из сцен герои обсуждают, можно ли оправдать смерть пациента, если та происходит во имя медицины.

Фото автора.
Фото автора.

Легко критиковать женщину, которая ценой психики собственных детей пытается сделать жизнь других девушек лучше. Но будем ли мы с тем же усердием ругать врача, пациент которого умер на операционном столе, если благодаря этой смерти доктор расширил свои представления о болезни.

Отсюда вытекает основной, на мой взгляд, вопрос, который задается в романе: готовы ли мы оправдать насилие благой целью. Та самая проблема вагонетки.

Отдельно отмечу финал, для меня он остался открытым: жизнь пошла дальше или пора возвращаться к первой главе. Линия это или круг? Еще один не менее философский вопрос.

Фото автора.
Фото автора.
Для любителей кратких рецензий:
🙋‍♀️ Атмосфера викторианской Англии (правда, это и в минусы можно добавить, кому что ближе).
🙋‍♀️ Поэтичный язык, много образов, навеянных прерафаэлитами.
🙋‍♀️ Крайне актуальная тема.
🙋‍♀️ Интересно наблюдать за развитием характеров персонажей.
🤯 Некоторые сцены могут показаться слишком жестокими.
🤯 Персонажам иной раз сложно сочувствовать: они вызывают лишь раздражение и злость.