«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему", - писал классик. Если верить статистике, в 2020 году в России распалось 73 % браков, в 2018 и 2019 годах распалось 65 %; 30 лет назад данное соотношение было равным 42 %, а 70 лет назад распадалось всего лишь 4 % брачных союзов. Не столько пугающая статистика, сколько тенденция: практически каждая вторая пара, выпускающая у парадных дверей ЗАГСа под крики “горько!” белых голубей, вернется туда же оформлять развод. В заявлении на расторжение брака есть графа “Причина”; в ней, опять же согласно статистике, супруги чаще всего указывают такие варианты: пристрастие к алкоголю и наркотикам, бытовое насилие, финансовые трудности, супружескую неверность, отсутствие детей и… непримиримые противоречия во взглядах на жизнь. Последняя причина - самая «удобная», так как может включать в себя все что угодно.
История может привести немало примеров несчастливых браков. Она сохранила и «великие» имена "страдальцев", ставшие нарицательными: Генрих II и Алиенор Аквитанская, Генрих VIII и Анна Болейн (+ Кэтрин Говард), Изабелла Французская и Эдуард II, принц Чарльз и леди Диана… Все короли да королевы… А как все красиво начиналось! Эти пары в графе «Причина» могли бы смело указать «супружескую неверность» или «непримиримые противоречия», а вот скандально известному императору Нерону Клавдию Цезарю Друзю Германику одной графы точно бы не хватило. Три его брака были полны разноплановых событий, которые при всем разнообразии приводили всегда к одному финалу – смерти молодой супруги. Впрочем, Нерон не гнушался и внебрачными союзами, и не только с женщинами.
Его первым шагом во взрослую жизнь стала женитьба на дочери римского императора Клавдии Октавии 9 июня 53 года. Октавии было всего одиннадцать лет, и даже по меркам того беспокойного времени она была совсем юной невестой, но этот недостаток с лихвой компенсировался ее статусом царевны. Несмотря на возраст, Октавия уже успела недолго побыть невестой Луция Юния Силана Торквата, но мачеха Октавии и «по совместительству» ее будущая свекровь и мать Нерона Агриппина, весьма предприимчивая дама, решила иначе: устранив Силана, она поторопилась «закрепить позиции» сына, женив его на Октавии. В качестве свадебного подарка молодым Агриппина отравила императора Клавдия, от души угостив его ядовитыми грибами, и быстренько возвела своего сына Нерона на трон. Дальше «подарки» молодой супруге будет дарить уже сам новобрачный. Для начала он отравил брата Октавии Британника, причем сделал это не «сюрпризом», а на глазах у многих. Заботясь о тонкой психике молодой жены, добрый и внимательный Нерон в этот же день похоронил шурина, так как все необходимое для скромных похорон случайно было припасено заранее. Затем Нерон, вспомнив народную мудрость «Свекровь на печи что собака на цепи», решил порадовать супругу убийством Агриппины и сделал это с поистине императорским размахом и свойственной ему фантазией: трижды пытался отравить, несколько раз подсылал убийц и даже пытался обрушить потолок и стены её спальной. Каждый раз, счастливо потирая руки в радостном предвкушении маменькиной смерти, Нерон ложился спать, но утром с ужасом видел за завтраком свою бессмертную мать. Наконец, исчерпав традиционные, многократно проверенные и до сей поры ни разу не подводившие способы убийства, Нерон предложил матери совершить морскую прогулку. Для милой матушки был приготовлен очередной нестандартный сюрприз: уже в море пол ее каюты раскрылся, и Агриппина упала в море. Надо ли говорить, что она опять выжила? Доплыв до берега и, подобно кошке, исчерпав запас жизней, Агриппина наконец была убита по приказу любящего сына.Нерон сжёг её тело той же ночью, одновременно получив от Сената и соболезнования, и поздравления. Надо сказать, что сила древнеримских женщин была в их слабости: муж не имел права ни оскорбить жену, ни тем более ударить ее. Зато, что удивительно, мог убить. Такое гуманное отношение к женщине компенсировалось уважением, оказываемым при всем честном народе.
Устранив по максимуму членов своей многочисленной семьи и решив на время квартирный вопрос, Нерон переключился на супругу. Для начала он нашел ей замену, а точнее – замены, так как, по словам Тацита, «испытывал к жене неодолимое отвращение». Потом устроил небольшой кастинг на роль новой супруги, перед этим предложив Октавии развод из-за ее бесплодия. Бедная Октавия из двух бед: быть разведенкой или похороненной с честью – без сомнения выбрала первое. Как говорится, «инцидент был исперчен», «любовная лодка разбилась о быт…». Через двенадцать дней Нерон женился на другой.
Сабина Поппея, уже дважды была замужем и, как говорится, имела опыт счастливой семейной жизни, но, став законной супругой, почему-то продолжала ревновать супруга к «бывшей». Вероятно, дело было в том, что римляне буквально обожали ее предшественницу и очень переживали за ее будущее. Нерон и особенно Поппея тоже были озадачены судьбой бывшей «императрицы» и потому сначала выгнали ее из Рима, потом, убедившись, что Оттавия чувствует себя недостаточно плохо, выслали ее в сопровождении стражи на остров Пандатерию, попутно обвинив в любовной связи с рабом и подкупе флота. Мы не ручаемся, что череда напастей сваливалась на голову бедной Клавдии Октавии именно в таком порядке, но сути это не меняет, верно?
Вся эта "Санта-Барбара" продолжалась почти четыре года и закончилась ожидаемо печально: Октавию казнили, причем, как это водилось при Нероне, изощренно жестоко. Связали, вскрыли вены на руках и ногах, да еще и попарили на прощание в жарко натопленной бане, чтобы кровь вытекала из ран быстрее. По иронии судьбы произошло это именно 9 июня – в годовщину свадьбы. Нерон получил полную свободу и регулярные ночные кошмары, в которых ему являлись зловещие тени его матери и жены - Клавдии Октавии, а Поппея - отрезанную голову несчастной женщины. «Странный предмет интерьера», - скажете вы, а мы ответим: «То ли еще будет…»
Остается нерешенным важный вопрос: в какой виде являлась в ночных кошмарах тень Октавии Нерону - с головой или без?
Сегодня мы хотим познакомить вас с документом редчайшего жанра - страницей девичьего дневника Клавдии Октавии, который она никогда не вела еще до замужества.
«09 июня 53 года.
Здравствуй, мой дневничок!
Сегодня я выхожу замуж…
Все произошло так быстро: один жених, потом другой… Столько сложностей! Жаль, что моя добрая матушка Мессалина не дожила до этого праздника. И, несмотря на то что сенат приговорил её имя к забвению, я хорошо ее помню. Жаль, что и мой добрый батюшка не дожил до этого праздника. И, несмотря на то что сенат признал его богом, я хорошо помню, что умер он от того, что просто переел грибков, собранных моей доброй мачехой Агриппиной – доброй матушкой моего милого доброго жениха Нерона. Кстати, мой милый добрый жених заложил в честь моего милого доброго батюшки храм!
Моя добрая мачеха сказала, что все добропорядочные девушки должны выходить замуж в июне — это самое благоприятное время. Оно сулит долголетие и счастье в браке. Вчера я принесла в жертву богам свою детскую одежду и игрушки, а потом мне расчесали волосы наконечником копья. Это традиция, символ Юноны - покровительницы брака и деторождения. Моя добрая мачеха сказала, что это принесет мне множество детишек!
Мой дорогой дневничок! Я мечтаю о тихой семейной жизни и уверена, что все у меня получится!»
...
Клавдия Октавия, из ненаписанных мемуаров, том 53, стр. 82.