Найти тему

"Война и Мир":образ Наташи Ростовой в книге и на экране

Л. Н. Толстой создал множество шедевров. И "Война и Мир" далеко не исключение. Все 4 тома читать трудно, но интересно. Каждый герой по-своему увлекателен и завораживает, а кто-то даже вызывает чувство"отвращение". Спустя 68 лет после написания романа братья Люмьер изобрели аппарат под названием "синематограф" (в другой транскрипции "кинематограф"), который давал возможность проецировать движущееся изображение на экран, то есть создавать фильмы.

Постер с сайта Кинопоиск
Постер с сайта Кинопоиск

И спустя 70 лет режиссёр Сергей Бондарчук, по роману Л. Н. Толстого "Война и Мир", снял великолепный фильм. Он уделил большое количество времени войне: привлекал многотысячную массовку и даже настоящие орудия и военную форму тех лет. У него был доступ к хранилищам с настоящими нарядами и экипировкой той эпохи. Сцены войны у Бондарчука получились батальными, масштабными и максимально приближенными к тому периоду. А "мирное" время показано не так масштабно.

Постер сайта Кинопоиск
Постер сайта Кинопоиск

А в 2016 году, спустя еще 51 год, режиссер – Том Харпер, знакомый нам по популярному сериалу "Острые козырьки", создает мини-сериал "Война и Мир", который в "корне" отличается от фильма Бондарчука, снятый в 1965 году, и от самого произведения.

Я бы хотела обратить внимание на одного из ключевых героев этого романа - Наташу Ростову.

Наташа Ростова по книге Л. Н. Толстого
Наташа Ростова по книге Л. Н. Толстого

Наташа Ростова – главная героиня романа Льва Толстого «Война и мир», дочь московского графа Ильи Ростова. Героиня «Войны и мира» воплощает представление гениального писателя об идеальной женщине, в которой равноценно сочетаются как внутренняя, духовная, так и внешняя красота.

Впервые на страницах романа Наташа Ростова появляется в день своих тринадцатых именин(8 глава, 1 том). Толстой рисует образ живой непосредственной, не особенно красивой девочки-подростка, для которой дозволительно отступление от правил этикета в силу её безмерного внутреннего обаяния, ей прощают любую проделку. На именинах она впервые в своей жизни целуется с мужчиной и впервые влюбляется.

Тринадцатые иминины Наташи Ростовой. Картина из открытого доступа ЯндексКартинки.
Тринадцатые иминины Наташи Ростовой. Картина из открытого доступа ЯндексКартинки.

Характер героини, по воле автора, формируется под влиянием семьи. Она взрослеет в атмосфере дружелюбия, гостеприимства и всеобщей любви, царящей в семье Ростовых. Получив достойное светское образование, Наташа сохраняет своё добросердечие и непосредственность.

В фильме Бондарчука Героиня появляется в первой серии фильма. Мы видим её такой же доброй, юной и любопытной девочкой. И на протяжении всех 5 серий Наташа превращается из маленькой, с сияющиии глазами девочки, в достойную и настоящюю женщину.

Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой в фильме 1965 г. Сергея Бондарчука. Картина из открытого доступа ЯндексКартинки
Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой в фильме 1965 г. Сергея Бондарчука. Картина из открытого доступа ЯндексКартинки

В Фильме 1965 года, Людмиле Савельевой, которая играла Наташу Ростову, на момент съемок было 23 года. Считаю этот выбор лучшим среди всех. Савельева подходит идеально! Осанка, живость, переменчивое выражение лица, тонкая длинная шея, эти кудряшки – идеальная Наташа. Она полностью соответствует описанию Толстова.

Лили Джеймс в роли Наташи Ростовой. Картина из открытого доступа ЯндексКартинки
Лили Джеймс в роли Наташи Ростовой. Картина из открытого доступа ЯндексКартинки

В фильме Харпера Ростова тоже появляется в первой серии. Но она не кажется такой юной, какой является девушка. Актрисе Лили Джеймс, сыгравшую Ростову, на момент съемок было 27 лет. Надменная, слишком взрослый взгляд, много повидавшие глаза. 13 лет? Я бы так не сказала. Всю экранизацию Лили была с надменным лицом светской львицы. Это полностью противоречит той Наташе, о которой так ярко, живо и красочно писал Толстой. Только в эпизоде с раненым Андреем Болконским она предстаёт более живой.

Автор пишет:

"Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно-любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны.".
Героиня Лили Джеймс у постели раненого Андрея Болконского
Героиня Лили Джеймс у постели раненого Андрея Болконского

Но Лили не удалось выжать из себя ни одной слезинки. Все, что у нее получилось, – наморщить лоб и сделать жалостливое лицо. Но даже не смотря на это, она показалась мне искренней первый раз за все серии фильма.

Героиня Людмилы Савельевой у постели раненого
Героиня Людмилы Савельевой у постели раненого

Но этот эпизод не удался и Людмиле Савельевой. Она сидела на коленях у кровати Болконского с холодным, почти каменным лицом и красиво уложеной прической. Здесь, на живые, яркие эмоции Людмила была скупа. В остальных эпизодах она поражает своей искренностью и красотой.

Картина Бондарчука создана для изучения, проникновения и понимания той эпохи, русской души. Английская версия - для отдыха, когда не хочется ни о чем думать, а хочется просто смотреть на красивые и яркие кадры. Но только книга влюбляет в себя трепетно и без поворотно.