Найти тему

185 лет со дня рождения художника Ивана Крамского

8 июня исполняется 185 лет со дня рождения художника Ивана Николаевича Крамского (1837-1887). В Музее-квартире Н.А. Некрасова хранятся два его произведения — это портреты Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

В 1877 году коллекционер и меценат Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) заказывает художнику Ивану Крамскому портрет Николая Алексеевича Некрасова для знаменитой коллекции портретов выдающихся современников, которую Третьяков начал собирать в конце 1860-х годов. Весть о неизлечимой болезни поэта разнеслась по России. Состояние Некрасова ухудшалось. Третьяков спешил.

Крамской приступает к работе над портретом Некрасова 7-9 февраля 1877 года, бывает в квартире на Литейном почти ежедневно. Работа движется трудно —Некрасов прикован к постели, его мучают невыносимые боли, писать приходится урывками, по 10-15 минут, тяжелобольной поэт не может позировать дольше.

16 февраля Крамской сообщает Третьякову: «Я дежурил всю неделю, и даже больше, у Некрасова, работал по 10-ти, по 15-ти минут (много) в день, и то урывками, последние три дня, впрочем, по полтора часа, так как Некрасову лучше (временно)…задача, прямо скажу, трудная…и если мне удастся сделать хотя что-нибудь сносное, я, право, буду считать себя молодцом».

Талант живописца помог Крамскому воплотить замысел картины. Художник выполнил погрудный портрет поэта, классический по композиции: Некрасов сидит вполоборота, руки скрещены на груди, взгляд устремлен вдаль. Николаю Алексеевичу портрет понравился, он заказал Крамскому две копии, для жены и сестры. 29 марта 1877 года художник сообщал П.М. Третьякову о том, что Некрасов просит сделать две копии портрета «для жены и сестры его»:

«Сам Некрасов просит очень, — я отказал сестре, когда она просила. Разумеется, не я буду этим занят».

Копии портрета были написаны учеником Крамского Михаилом Лазаревичем Щербатовым. Крамской позже доработал их. Одна из копий, принадлежавшая Зинаиде Николаевне, хранится в Музее-квартире Н.А. Некрасова (это один из самых ценных экспонатов), вторая — в Российской Национальной библиотеке — авторское повторение было передано в Публичную библиотеку лично сестрой Н.А. Некрасова, Анной Буткевич, о чем свидетельствует дарственное письмо от 29 ноября 1881 года, хранящееся в архиве РНБ. Существует еще одно авторское повторение портрета, в данное время находится в музее-усадьбе Некрасова в Карабихе, сюда, по легенде, его привез брат Н.А. Некрасова, Федор Алексеевич. Кто и когда заказал еще один портрет поэта, остается неизвестным. Историю авторских повторений этой работы еще предстоит выяснить исследователям. Оригинал кисти И. Крамского экспонируется в Третьяковской галерее в Москве.

И.Н. Крамской. «Некрасов в период “Последних песен”». 1877 (Государственная Третьяковская галерея)
И.Н. Крамской. «Некрасов в период “Последних песен”». 1877 (Государственная Третьяковская галерея)

Первоначально Крамской задумал изобразить Некрасова, лежащим в постели. Эта идея была отвергнута Третьяковым. Художника потрясла сила воли поэта, его мужество и смирение с неизбежным. Крамской решает запечатлеть Некрасова за работой, больного, измученного, но несломленного. Он обращается к Третьякову:

«Портрет Некрасова мною будет сделан еще один, и я его уже начал: в малом виде, вся фигура на постели и некоторые интересные детали в аксессуарах».

Писать Некрасова с натуры становилось все сложнее – чтобы осуществить сеанс в 10-15 минут, приходилось ждать порой целый день, боли усиливались, Николай Алексеевич находился в тяжелейшем состоянии. В результате Крамской изобразил только лицо и голову, а туловище, руки и остальные части картины художник дописывал уже в мастерской. Картину «Некрасов в период “Последних песен”» Крамской закончит только в 1878 году, уже после смерти поэта. В Музее-квартире Н.А. Некрасова хранится копия с оригинала И.Н. Крамского, работы В.Л. Бреннерта 1938 года.

В.Л. Бреннерт с оригинала И.Н. Крамского. «Некрасов в период “Последних песен”». 1938
В.Л. Бреннерт с оригинала И.Н. Крамского. «Некрасов в период “Последних песен”». 1938

Стихотворение «Баюшки-баю» из цикла «Последних песен» произвело сильнейшее впечатление на Ивана Николаевича, в письме к Павлу Третьякову Крамской восторгается силой некрасовского стиха: «…самая последняя песня 3-го марта «Баюшки-баю». Просто решительно одно из величайших произведений русской поэзии!» Сборник «Последние песни» вышел 2 апреля 1877 года, один из экземпляров Некрасов подарил Крамскому, вписав в него своей рукой строчки, исключенные цензурой.

Непобедимое страданье,
Неутолимая тоска…
Влечет, как жертву на закланье,
Недуга черная рука.
Где ты, о муза! Пой, как прежде!
«Нет больше песен, мрак в очах;
Сказать: умрем! конец надежде! -
Я прибрела на костылях!»

Костыль ли, заступ ли могильный
Стучит… смолкает… и затих…
И нет ее, моей всесильной,
И изменил поэту стих.
Но перед ночью непробудной
Я не один… Чу! голос чудный!
То голос матери родной:
«Пора с полуденного зноя!
Пора, пора под сень покоя;
Усни, усни, касатик мой!
Прими трудов венец желанный,
Уж ты не раб — ты царь венчанный;
Ничто не властно над тобой!

Не страшен гроб, я с ним знакома;
Не бойся молнии и грома,
Не бойся цепи и бича,
Не бойся яда и меча,
Ни беззаконья, ни закона,
Ни урагана, ни грозы,
Ни человеческого стона,
Ни человеческой слезы!

Усни, страдалец терпеливый!
Свободной, гордой и счастливой
Увидишь родину свою,
Баю-баю-баю-баю!

Еще вчера людская злоба
Тебе обиду нанесла;
Всему конец, не бойся гроба!
Не будешь знать ты больше зла!

Не бойся клеветы, родимый,
Ты заплатил ей дань живой,
Не бойся стужи нестерпимой:
Я схороню тебя весной.

Не бойся горького забвенья:
Уж я держу в руке моей
Венец любви, венец прощенья,
Дар кроткой родины твоей…
Уступит свету мрак упрямый,
Услышишь песенку свою
Над Волгой, над Окой, над Камой,
Баю-баю-баю-баю!.

Так же в Музее-квартире Некрасова хранится портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина кисти Ивана Крамского. Зимой 1876-1877 года также П. Третьяков заказывает художнику портрет писателя. Работу над портретом художник начал в январе 1877 года и справился довольно быстро, уже 11 апреля 1877 года Крамской сообщает: «Портрет Салтыкова кончен совершенно». По всей видимости, результат не вполне удовлетворил Третьякова. Окончательный вариант портрета появился лишь в 1879 году. Отчасти работу задерживала болезнь Михаила Евграфовича (писатель страдал ревматизмом). Оригинал картины находится в Третьяковской галерее. В 1879 году Крамской создал авторское повторение портрета для семьи писателя. В настоящее время портрет находится в экспозиции Музея ИРЛИ РАН (Пушкинский дом), в 1936 году его передала в Пушкинский дом М.Е. Эглит.
В музее-квартире на Литейном, 36, хранится неоконченный портрет Салтыкова-Щедрина, тот самый, с которого началась работа над портретом Михаила Евграфовича для Третьяковской галереи. Портрет был передан в музей Институтом русской литературы в 1953 году. В инвентарной книге Музея ИРЛИ от 10 января 1927 года записано, что портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина поступил в музей через Б.Л. Модзалевского. Академик Модзалевский привез его из Москвы, из Государственного музейного фонда. Подробную историю портрета Салтыкова-Щедрина еще предстоит изучить исследователям.

Автор текста — Юлия Викторовна Васильева, ведущий хранитель Музея-квартиры Н. А. Некрасова.