"Мой ребёнок агрессивный?" - с таким вопросом часто обращаются ко мне родители.
На консультации они часто жалуются на агрессивность ребёнка. Иногда приходят родители, которых на консультацию направили учителя или воспитатели детсада. В этом случае ребёнок проявляет агрессивность по отношению к сверстникам.
Я провожу диагностику и объясняю родителям функции злости и возрастные особенности.
В некоторых случаях причиной агрессии может быть патология нервной системы, изменения в головном мозге либо эндокринной системе, тогда без помощи специалистов не обойтись.
! Но, чаще всего, с помощью психолога родителю удаётся снизить агрессивность и изменить поведение ребёнка.
Формы детской агрессии в норме:
- выход из фрустрации: когда ребёнок испытывает переутомление, усталость, голод. Многие родители думают, что, чем больше ребёнок устаёт тем спокойнее будет. Это мы, взрослые, когда устаем хотим отдохнуть. У детей часто бывает наоборот: чем больше утомлена, перегружен нервная система тем выше её возбудимость. И тогда агресси
- защита от ещё большего утомления и перегрузок.
- привлечение внимания: если ребёнку страшно, дискомфортно то он может так привлекать к себе внимание, не зная других способов.
- протестное поведение в сочетании с беспомощностью: когда родитель делает что-то за ребёнка, настаивает на своём игнорируя потребность ребёнка, отчего он чувствует бессилие, беспомощностью и, естественно злится.
Во многих случаях можно договориться с таким ребёнком, обратившись к его потребности: рассказать, что с ним происходит и когда он сможет удовлетворить свою потребность.
Факторы, способствующие развитию агрессии:
- демонстрация жестокости и насилия в семье. Дети учатся на примерах. И, если папа может ударить его, то и ребёнок усваивает то, что это хороший способ настоять на своём, добиться желаемого заставить другого делать по-моему, либо просто выразить свое раздражение.
- личностные особенности - колебания настроения сопровождающиеся злостью.
- социальный контекст воспитания, например, установка: "мальчик должен быть сильным". Или, когда ребёнку говорят: "что ты как нюня: или и отбери/иди и возьми, что ты хочешь", "нужно уметь давать сдачи". Ребёнок не способен понять разницы, когда необходимо драться, и поменяет силу при любой возможности.
- ситуативные: спровоцированная агрессия. Каждого человеку можно "вывести из себя", и в случае, если ребёнка дразнят, обзывают, унижают, злость - это нормальная реакция.
Злость и агрессия могут быть нормальной реакцией в ситуации, когда ребёнок не может получить желаемое, удовлетворить потребность, когда его обижают. В таких случаях важна реакция взрослых. Важно не закрепляет эту реакцию, поговорить с ребёнком, дать ему возможность проговорить его состояние, осознать причину злости и найти альтернативу.
В каких случаях агрессивность закрепляется?
- когда агрессия выступает как способ получить желаемое. Когда ребенок привыкает так добиваться своего и это единственный способ позвать на помощь, обратить внимание на себя, заявить о своей потребности.
- агрессия как подражание поведению взрослых. "Я - как мама, я - как папа".
- агрессия как единственный способ выражения гнева. Когда ребёнок испытывает напряжение, не понимая, что с ним происходит, и, разбив, сломав что-нибудь, ударив, чувствует облегчение.
- агрессия как поощряемый взрослыми способ взаимодействия с другими людьми. Ребёнок верит взрослому, ведь у него больше опыта, он большой и умный. И при мает на веру все, что транслирует родитель. Если взрослый одобряет проявление агрессии, то и ребёнок думает, что так правильно.
Отсутствие агрессии в отношениях матери и ребёнка тоже ведёт к торможению в развитии ребёнка проблемам социализации. Ребёнку нужен пример родителя: как справляться с эмоциями и переживаниями, как научиться понимать свои потребности и выражать их. Проявление злости учит распознавать границы свои и чужие, и учитывать их, лучше понимать себя и окружающих.
О том, как научить ребёнка справляться со злостью, управлять ею, вы можете прочитать в моей предыдущей статье.