В существующих на сегодняшний день публикациях по истории Ту-144 говорится, что пассажирские рейсы по маршруту Москва – Алма-Ата начались 1 ноября 1977 года и прекращены в мае 1978 года (разные источники указывают разные даты: 23 и 30 мая) после известного ЛП с машиной 77111 23 мая 1978 года. В публикациях указывается, что за время с ноября 1977 года по май 1978 года совершено 55 пассажирских рейсов. И что пассажирские рейсы в этот промежуток времени выполняли только две машины: 77109 и 77110. Попробуем проверить эту информацию.
Согласно диспетчерских расписаний движения самолетов на внутренних воздушных линиях СССР за 1977 и 1978 годы, Ту-144 выполнял рейс №499/500 Москва (Домодедово) – Алма-Ата – Москва (Домодедово) один раз в неделю по вторникам. Вылет из Москвы в 8:30, прилет в Алма-Ату в 10:50. Вылет обратно в 13:20, прилет в Домодедово в 15:50. Время во всех случаях московское. Телеграммой №24 от 23.05.1978 планировалось внесение изменений в это расписание с 30 мая 1978 года. Вылет из Москвы по вторникам в 10:20, прилет в Алма-Ату в 12:40. Вылет из Алма-Аты по средам в 7:05, прилет в Домодедово в 9:35. Телеграмма №43 от 6 июня 1978 года предписывала прекратить пассажирские полеты на Ту-144 на рейсе 499/500 с 6.06 до особого указания.
Итак, берем календари 1977 и 1978 годов и выписываем из них все вторники в промежутке между 1 ноября 1977 года и 23 мая 1978 года. Получаем: 1, 8, 15, 22, 29 ноября; 6, 13, 20, 27 декабря; 3, 10, 17, 24, 31 января; 7, 14, 21, 28 февраля; 7, 14, 21, 28 марта; 4, 11, 18, 25 апреля; 2, 9, 16, 23 мая. Всего получается 30 вторников, в которые должно было быть выполнено 30 рейсов RTили 60 рейсов OW.
По счастью, история сохранила до наших дней бортовые журналы и 109-й и 110-й машин. Что позволяет посмотреть, когда и как летали с пассажирами эти самолеты.
Бортовые журналы говорят нам, что первый пассажирский рейс №499/500 по маршруту Москва (Домодедово) – Алма-Ата и обратно был совершен во вторник, 1 ноября 1977 года на машине №77109. Командир корабля – Кузнецов. Продолжительность полета в направлении «туда и обратно» составила 4 часа 05 минут.
Все пассажирские рейсы под индексом «Р» самолетов 77109 и 77110 я свел в единую таблицу, которую привожу ниже.
Таблица 1. Выполнение пассажирских рейсов 499 и 500 в 1977 – 1978 гг.
При этом на режимах М>1 самолеты по маршруту Москва – Алма-Ата – Москва находились по времени в интервалах от 2 часов 45 минут до 2 часов 55 минут.
Судя по времени полета (2 часа 25 минут) рейса 16 ноября 1977 года, он был выполнен только в одну сторону. Четыре рейса были выполнены с задержкой в один день. Рейс вместо 29 ноября был выполнен 2 декабря «туда» и 9 декабря «обратно». Рейс 499 27 декабря выполнен на машине 77110, а рейс 500 выполнен на машине 77109 днем позже. Обратный рейс 500 от 24 января фактически выполнен 26 января. Рейс 500 от 21 марта фактически выполнен днем позже. Рейсы 2 и 9 мая не выполнялись вообще. Экипаж под управлением командира корабля Бориса Федоровича Кузнецова выполнил как первый, так и последний рейс.
Итак, из 30 дней по расписанию было выполнено 27 полных рейсов и один рейс 16 ноября 1977 года только в направлении «туда». Таким образом, известное нам ранее общее число пассажирских рейсов – 55 – подтверждается. Из них 17 рейсов выполнил самолет 77109 и 38 рейсов самолет 77110.
Два самолета, 77109 и 77110 рейса 27/28 декабря 1977 года, возможно, использовали для знаменитой фотосессии на перроне аэропорта Алма-Ата. 77110 обратно в Москву ушел 4 января.
Спасибо за внимание!
#tu-144 #ту-144 #ту144 #алма-ата