Найти тему

История понимания шизофрении

Оглавление

В 1910 году швейцарский психиатр Пауль Ойген Блейлер ввел термин «шизофрения». Блейлер предназначал этот термин для обозначения «ослабления» мыслей и чувств, но, к сожалению, многие люди воспринимают этот термин как «раздвоение личности ».

Столь же часто, как и прискорбно слышать, что прилагательное «шизофреник» используется для обозначения чего-то вроде «странного», «непредсказуемого». Такого рода использование не должно поощряться, поскольку оно увековечивает неправильное понимание болезни людьми и, как следствие, стигматизацию больных шизофренией.

Как представляли себе шизофрению в древности?

В древности люди думали о «безумии» (термин, который они использовали без разбора для всех форм психоза) не как о психическом расстройстве, а как о божественном наказании или одержимости демонами. Доказательства этого исходят из Ветхого Завета и, в первую очередь, из Первой книги Самуила, согласно которой царь Саул «сошел с ума» после того, как пренебрег своими религиозными обязанностями и прогневал Бога. Тот факт, что Давид играл на своей арфе, чтобы поправить Саула, говорит о том, что еще в древности люди верили, что психические заболевания можно успешно лечить.

Когда люди впервые начали думать о шизофрении как о болезни?

В греческой мифологии и гомеровских эпосах безумие также считается наказанием от Бога — или богов — и на самом деле только во времена греческого врача Гиппократа (ум. 377 г. до н. э.) психическое заболевание впервые стало объект научных рассуждений.

Гиппократ
Гиппократ

Гиппократ учил, что сумасшествие возникает в результате дисбаланса четырех телесных жидкостей и что его можно вылечить, уравновешивая эти жидкости с помощью таких методов лечения, как специальные диеты, слабительные средства и кровопускание. Современным читателям идеи Гиппократа могут показаться надуманными, возможно, даже опасными и эксцентричными.

Только из мозга исходят наши удовольствия, наши чувства счастья , смех и шутки, наша боль, наши печали и слезы… Этот же самый орган сводит нас с ума или смущает, внушает нам страх и беспокойство …

Греческий философ Аристотель (ум. 322 г. до н. э.), а затем римский врач Гален (ум. 216 г. н. э.) расширили гуморальные теории Гиппократа, и оба они сыграли важную роль в утверждении их в качестве доминирующей медицинской модели в Европе.

Аристотель
Аристотель

В Древнем Риме врач Асклепиад (ум. 40 г. до н. э.) и государственный деятель и философ Цицерон (ум. 43 г. до н. э.) отвергали гуморальные теории Гиппократа, утверждая, например, что меланхолия (депрессия) возникает не из-за избытка «черной желчи». а от таких эмоций, как ярость , страх и горе . К сожалению, в I веке н. э. влияние этих светил начало снижаться, и влиятельный римский врач Цельс (ум. 50 г. н. э.) восстановил представление о безумии как о наказании богов — идея, получившая распространение с появлением христианства. и падение Римской империи.

В Средние века религия стала центральным средством лечения, и, наряду со средневековыми приютами, такими как Вифлеем (печально известный приют в Лондоне, от которого произошло выражение «как плохой день в Бедламе»), некоторые монастыри превратились в центры лечения психических расстройств. Это не означает, что гуморальные теории Гиппократа были вытеснены, а лишь то, что они были включены в господствующую христианскую догму, а слабительные и кровопускания продолжали существовать наряду с молитвами и исповедями.

Как менялись убеждения?

Сожжение так называемых еретиков — часто людей, страдающих психическими заболеваниями, такими как шизофрения, — началось в эпоху раннего Возрождения и достигло своего пика в 14–15 веках. Впервые опубликованная в 1563 году, De præstigiis dæmonum [Обман демонов ] утверждала , что безумие «еретиков» является результатом не божественного наказания или одержимости демонами, а естественных причин. Церковь запретила книгу и обвинила ее автора Иоганна Вейера в колдовстве.

С 15 века научные прорывы, такие как анатомия Везалия (ум. 1564) и гелиоцентрическая система Галилея (ум. 1642), стали бросать вызов авторитету церкви, а центр внимания и изучения постепенно переместился с Бога на человека . и с небес на землю. Тем не менее, юмористические теории Гиппократа сохранились в 17 и 18 веках, чтобы драматург Мольер (ум. 1673) высмеял их в таких произведениях, как « Воображаемый больной » и «Врач назло » .

Как эволюционировали верования в 20 веке ?

Зигмунд Фрейд (ум. 1939) и его ученики оказали большое влияние на психиатрию 20-го века, и ко второй половине века большинство психиатров в США (но не в Великобритании) пришли к выводу, что психические расстройства, такие как шизофрения, являются результатом от бессознательных конфликтов, зародившихся в раннем детстве.

-3

Что теперь?

Во второй половине 20-го века методы нейровизуализации, генетические исследования и фармакологические прорывы, полностью изменили эту психоаналитическую модель психического расстройства и вызвали возврат к более биологической, «нео-Крепелинианской» модели. В настоящее время шизофрения в первую очередь рассматривается как биологическое заболевание головного мозга, хотя также признается, что психологические и социальные стрессоры могут играть важную роль в возникновении эпизодов болезни и что различные подходы к лечению следует рассматривать не как конкурирующие, а как взаимодополняющие.

В 1919 году Крепелин заявил, что «причины раннего слабоумия в настоящее время все еще наносятся на карту в непроглядной тьме». С тех пор более глубокое понимание причин шизофрении открыло множество возможностей для профилактики и лечения болезни, а эффективность широкого спектра фармакологических, психологических и социальных вмешательств была научно доказана.

Сегодня у больных шизофренией больше шансов, чем когда-либо в истории, вести нормальную жизнь. А благодаря быстрому темпу текущих медицинских исследований вероятность хорошего исхода возрастает.