Я всё время думала, что борьба женщин за свои права шла только в Европе, в Германии и Дании, пока Клара Цеткин в 1910 году не предложила: «Учредим-ка международный женский день!»
Я всё время думала, что в России женщины получили права только после революции 1917 года.
Я слышала про Бестужевские курсы в царской России, но была уверена, что их учредил император для богатых барышень, и там учили вышивать и играть на фортепьяно.
Мне стало даже обидно, что я знаю о Кларе Цеткин и Розе Люксембург, даже о Лине Моргенштерн, но не знаю о Марии Трубниковой, Надежде Стасовой или Анне Философовой – тех, которые добились прав женщин учиться и работать в нашей стране и создали Бестужевские курсы.
Мне кажется, что Аня Русинова, Дима Гусев и Таня Цырлина, решив рассказать о бестужевках в комиксе, сделали лучший выбор. Лёгкая краткая форма для сложного объёмного содержания.
Комикс читается не больше часа. Но работы за ним – несколько лет. Представляю, сколько они просидели в архивах, сколько прочли протоколов и статей, а потом, сколько лет просидели над комиксом, чтобы свой труд уместить в слова и картинки.
Крупные фигуры учёного, военного, юриста, купца требуют свободный университет, реформу армии, независимый суд и справедливые налоги. А внизу картинки мужичонка молит: «Свободу и землю!» Читай – реформы Александра II.
На митинге у одного зажата под мышкой книга Михайлова, другой трясёт «Что делать?» Чернышевского, а уличный паяц поёт частушку про «дочь-либералку». Частушку ведь о чётырех строчках наверняка искали в архиве несколько месяцев!
И так в каждой-каждой картинке! Ни одного лишнего штриха – всё история.
1. История жизнеутверждающая. Не только о том, как три женщины дерзнули построить университет, но и от том, как довели дело до конца. В 1863 году женщинам официально запретили учиться. Спустя 7 лет прошений разрешили создать Владимирские курсы – публичные лекции. И спустя ещё 8 лет разрешили открыть высшие женские курсы. 15 лет! 15 лет отказов, предрассудков, насмешек, поддержки и пути к цели. А мы хотим получить результат за какие-нибудь двух-трёхнедельные марафоны.
2. История о добре. О тех, кто жертвовал деньги, учреждал стипендии, дарил библиотеки, бесплатно читал лекции и бесплатно согласился быть директором. Фамилии и образы меценатов.
3. История о предрассудках. «Пойдешь учиться – не дочь ты мне!», «Женщине нужно только замуж!», «Женщина должна заботиться о муже и детях».
4. История ироничная. Ирония в неотделимости картинки от текста.
Бал в Петербурге.
М: - Вы слышали про новые права?
М: - да-да!
М: Сколько свобод!
Ж: Получается, только у нас нет прав.
Ж: Это так несправедливо.
5. История вдохновляющая. О женщинах, которые могут учить, изобретать, руководить фабрикой, строить плотины, открывать университет.
У нас столько улиц и переулков имени Розы Люксембург, может, пора называть улицы в честь Марии Трубниковой, Надежды Стасовой или Анны Философовой? Как оказалось, названия улиц - мощный инструмент просвещения.