Найти в Дзене
Архитектура решений

Вирусная модель идеологии. Процессы

Оглавление

Проблема построения Теории идеологии, если решение проблемы подразумевает конструктивный результат, приводит к требованиям системного представления и описания способов декомпозиции на подсистемы для понижения сложности возникающих задач. Минимальный компонентный состав архитектурных моделей, необходимых для описания Идеологии, как системы, был предложен ранее одновременно с метафорическим вирусным шаблоном представления.

Теория идеологии, аналогично другим социальным теориям, является рефлексивной. Под рефлексивностью подразумевается способ воздействия, влияния теории на человека. На человека воздействуют не артефакты строго формализованного описания теории, а их интерпретация или разнообразные бытовые толкования в привязке к внешним условиям и обстоятельствам. Как следствие, человеку не обязательно знакомиться с положениями теории, но этот факт способа воздействия теории на человека необходимо рассмотреть и учесть в процессной модели жизненного цикла социальной теории.

Рисунок 1. Модель идеологического вируса
Рисунок 1. Модель идеологического вируса

Методологический подход к исследованию идеологии, как социотехнической системе, приводит к необходимости явного формулирования гипотез и требований, относящихся к системе и ее поведению. Уровень формализации в формулировании гипотез или требований должен обеспечивать либо экспериментальное подтверждение, либо научно обоснованный вывод.

Понятие «Идеология» в настоящее время применяется совместно с самыми разнообразными категориями и сущностями. Допустимость проекций (или морфизмов) набора понятий идеологии может составлять предмет отдельного исследования. Остановимся на том требовании, что базовым применением понятия «Идеология» является Идеология человека.

Идеология - система идей, выражающих интересы, мировоззрение и идеалы человека.

Предпочтение метафоре вирусной модели, в приложении к социотехнической системе Идеологии, отдано в силу гипотезы о структурной общности динамического поведения у некоторых природных живых систем.

Идеология, сознание, сообщество

Идеология воздействует на Сознание человека. Люди группируются в сообщества. В рамках происходящих процессов институционализма в сообществе формируется Идеология, которая не всегда оформляется в форме строгой научной теории. Собственно, Идеология, через сознание людей, влияет на сообщество.

Сообщество — это социальная группа людей, в которой они объединены по общим признакам правил и норм, ценностей, религии, политических взглядов, а также по одинаковым формам идентификации и различия.
Рисунок 2. Система «Вирус – клетка – организм»
Рисунок 2. Система «Вирус – клетка – организм»

Метафоры вирусной модели облегчают поиск ответа на вопрос о появлении идеологии, в применении к простейшей системе «вирус – клетка – организм». К настоящему времени приняты три основные гипотезы происхождения вирусов: регрессивная гипотеза, гипотеза клеточного происхождения и гипотеза коэволюции.

Смысл регрессивной гипотезы раскрывается в философском вопросе выдающегося ученого-генетика Н.В. Тимофеева-Ресовского: «Что есть человек - венец творения или всего лишь питательная среда для чумной палочки?». Такая формулировка структурно сопоставима с утверждением о превосходстве носителя идеологического вируса в экосистеме «Золотого миллиарда».

Таким образом, регрессивная гипотеза и гипотеза коэволюции имеют отношение к динамическому процессу существующей Идеологии. Ключевые компоненты новой Идеологии возникают в сознании человека, а затем формируются сообществом в составе процессов институционализма.

Клеточная модель в эпистемологии

В процессе построения Архитектурных моделей, относящихся к Теории идеологии, возникает потребность учета и описания связей с другими теориями и научными разделами, например, теория сознания, этики, поведения, принятия решений, психология, история, социология, политология и другие. Это, в свою очередь, приводит к необходимости рассмотрения вопросов эпистемологии или Теории познания с единых регулярных позиций. Для моделирования воспользуемся простейшей структурной моделью научных Теорий, которая называется «научно – исследовательская программа» Имре Лакатоса.

«Научно-исследовательская программа — единица научного знания; совокупность и последовательность теорий, связанных непрерывно развивающимся основанием, общностью основополагающих идей и принципов коэволюции.»

Каждая Теория, входящая в состав программы, представляется в виде эволюционирующей клетки, которая имеет «ядро» и «защитную оболочку». Ядро теории (Hard Core) состоит из неизменных гипотез, законов или правил, которые образуют эволюционно устойчивую парадигму теории. Защитная оболочка (Protective Belt) содержит набор вспомогательных гипотез, которые могут модифицироваться по мере эволюции Теории. Устойчивость защитной оболочки обеспечивают процедуры положительной и отрицательной эвристик, отвечающих за неизменяемость ядра, его гипотез и правил.

Методологическое основание модели Лакатоса составляют результаты современных философских исследований в области эпистемологии, в первую очередь для естественных наук. Структурная модель Лакатоса основана на многочисленных исследованиях процессов и фактов построения, развития и коэволюции различных научных Теорий.

Распространить область применения структурной модели эпистемологии Лакатоса на социальные науки и гуманитарные теории позволяет гипотеза Стивена Вольфрама. Вольфрам утверждает о всеобщей универсальности в Природе механизма конечных и простых правил (простых программ, клеточных автоматов), что сопровождается многочисленными примерами и строгими доказательствами фактов в области естественных наук.

Конструктивизм в социальных дисциплинах обеспечивается, в том числе, в сочетании с технологиями Big Data и Искусственного Интеллекта для построения или «извлечения» из информационного пространства нужных правил и гипотез, используемых для формирования оболочки и ядра «клетки». Суть состоит не в созвучии наименований «клеточная» модель у И.Лакатоса и «клеточный автомат» у С.Вольфрама, а в глобальном характере гипотез структурного минимализма и принципов эффективности при эволюции систем.

Процессы институционализма

Процессы институционализма в социальных дисциплинах соответствуют такому направлению исследований, которое стремится системно связать предмет исследования с объективной природой человека. При этом под природой человека, в первую очередь, понимаются механизмы сознания. С таких позиций методология институционализма является одним из главных направлений современной научной мысли.

В качестве базиса институционализма выбираются такие структурные категории, как: сознание человека, разнообразные сообщества, институты и правила. Предметная область применения институционализма реализуется через информационное наполнение содержанием институтов и правил. Например, институционализм в экономике соответствует такому значительному её разделу, как микроэкономика. Для этого раздела экономики институционализм обеспечивает формальные принципы формирования и обоснования понятийной базы.

Рисунок 3. Базис институционализма
Рисунок 3. Базис институционализма
Институты — это созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми (политические, экономические и социальные). Институты включают неформальные ограничения - санкции, табу, обычаи, традиции и нормы поведения, а также формальные документы - конституции, законы, права собственности. Институты включают в себя описания обеспечивающих выполнение механизмов управления и контроля.

Институты или институции – это информационные объекты, типа текст. Объекты слабо формализованной структуры и разнообразные по своему содержанию. Базис институционализма основан на объективных фактах того, что без влияния институтов на сознание человека принимаемые решения людей ограниченно рациональны, а их поведение имеет склонность к оппортунистическому (не ограниченному положениями морали).

Влияние института на сознание человека – это применение некоторого правила S, входящего в состав института, в конкретной ситуации P. Обычно это утверждение записывается в следующей форме:

Если текущая ситуация есть P, то действуй способом S(P).

Совокупность ситуаций {P} – это поле стратегических действий, а совокупность правил {S} входит в состав института.

Правило, или способ действия, или сценарий – это шаблон или образец поведения человека в идентифицированной им конкретной ситуации. Описание правила (сценария) имеет простую математическую структуру.

С позиций институционализма каноническим примером реализации идеологии является религия. В этом случае, например, институтом христианства является Библия. Толкование некоторых стихов из текстов Библии формирует правила. Пример одного из таких правил – «Возлюби ближнего своего, как себя самого» (Лев 19:18).

Методология институционализма привносит существенную конкретику в процесс построения теории идеологии. Как минимум, институционализм добавляет понятийный состав и необходимые структурные связи. Присущая институционализму, как одному из системных подходов к решению проблем обсуждаемого типа, общая нечеткость понятий допустима и для социологических исследований, и для содержательного анализа. Для постановки и решения конкретных задач управления процессами в социальных теориях необходима доработка и формализация базовых категорий.

Перечислим недостатки и основные направления их исправления для базовых категорий институционализма:

  • классификация и стандартизация,
  • структурная формализация,
  • терминологическая однозначность.

Процесс исправления недостатков (доработку базовых категорий) можно свести к инженерно-техническим задачам. Например, в научных публикациях существует много примеров классификаций сообществ, институтов и правил. Почти все эти классификации соответствуют некоторым иерархическим структурам и построены по простейшей схеме. Однако, несложно заметить, что классификация сообществ и институтов должны соответствовать структурно разным требованиям, чтобы их использовать в общей системе, для которой делается архитектурное моделирование.

При рассмотрении в научных публикациях схем классификации правил несложно заметить, что схемы классификации есть, а сами правила не приводятся. Причин несколько. С одной стороны, проблема состоит не только в том, как определить структуру шаблона, но и в наборе слов для описания. С другой стороны, интуитивно понятно, что выделить из институции набор правил – эта задача намного сложнее, чем по заранее заданному набору правил построить институцию.

Динамические процессы идеологизации

Построение Теории Идеологии через создание Архитектуры социальной системы подразумевает компонентное моделирование и последующую сборку. При этом, взаимная увязка или согласование категорий и понятий отдельных используемых моделей обеспечивается через рассмотрение процессов системы. После информационного наполнения системы конкретные институты идеологии будут соответствовать проекциям или формируемым отчетам.

Рисунок 4. Модель жизненного цикла (ЖЦ) Идеологии
Рисунок 4. Модель жизненного цикла (ЖЦ) Идеологии

Институты конкретной Идеологии создает некоторое сообщество («Творцы») для участников возможно другого сообщества («Хозяева»). Целью идеологического воздействия институтов на «Хозяина» является его пере программирование в состояние «Потребителя». Изменение «Хозяина» состоит в модификации идеологического ядра, состоящего из цепочек правил, и перестройке социо-исторического барьера, обеспечивающего устойчивость и стабильность этих цепочек.

Такая формулировка цели идеологического воздействия не является Гипотезой. Это следствие тех моделей, которые ранее были выбраны в основание Архитектуры системы. Многократное повторение процесса ЖЦ Идеологии Хозяина или процесс идеологизации Хозяина по способу воздействия на сознание во многом соответствует процессу обучения, или формированию знаний – умений – навыков и компетенций. Отметим, что формы и методики обучения в различных областях деятельности очень разнообразны. Процесс обучения в спорте, как например в футболе, отличается от обучения школьным предметам. Теоретические источники, составляющие институт футбола, может изучать тренер, а для спортсмена это необязательно.

Предметное или информационное наполнение идеологии определяется областью ее применения, поэтому возвращаясь к вирусной модели (рис.1) процедуры модификации «Хозяина» могут состоять из различных сценариев:

  • Добавление новой цепочки правил в ядро.
  • Замена правил в существующей цепочке.
  • Исключение существующей цепочки правил из ядра.

Процедура «прикрепления» идеологии к сознанию более эффективна при наличии этических якорей, которые ускоряют воздействие на человека на бессознательном уровне его психологии. Состав этических якорей во многом зависит от значения характеристик целевого Сообщества.

Процедура «лишения защитных оболочек» для преодоления текущего социо-исторического барьера человека состоит в наполнении новыми «историческими фактами» и потоком событийных описаний, входящими и составляющими различные институты идеологии. Достаточное количество методов информационного взлома «защитной оболочки» рассматривается в составе теории кибербезопасности, большинство из которых структурно аналогичны. Одновременно с этими методами разбираются возможности средств защиты («иммунитета») от проникновения в систему.

Процедура «репликации» соответствует модификации самого «вируса», чтобы повысить его вариативность применения, эффективность собственной защитной оболочки и оптимизации состава цепочек правил.

Идеология и управление

Применение системного подхода к проблемам, традиционно считающимися гуманитарными, позволяет получить более определенные формулировки задач, имеющие прикладное значение, в том числе получить количественные оценки важных характеристик социальных процессов в социотехнической системе. Наличие эталонной (референсной) архитектуры системы позволит в итоге построить конкретный вариант идеологии, удовлетворяющей заданным начальным сценарным условиям.

Начальные сценарные условия для разработки идеологии во многом определяются типом сообщества и целевыми установками. Идеология для конкретного сообщества, его характеристики и целеполагание определяет правила взаимодействия человека с этим сообществом, правила взаимодействия человека и сообщества с внешней экосистемой. Соответственно, можно выделить три группы вариантов.

Во-первых, правильно отстроенная идеология – это важный компонент жизни общества в государстве. Идеологические духовные скрепы обеспечивают стабильность общества, качество общественной жизни, эффективность политического управления. Идеология оказывает влияние на пути общественного развития.

Во-вторых, идеология - это пример идеологического оружия для информационных войн. По своему типу, деструктивная идеология относится к оружию массового поражения (ОМП). По принципам своего воздействия на определенное сообщество людей — это оружие близко к бактериологическому. В отсутствие средств защиты и контроля процесс распространения близок к пандемии и поражает всех. Может быстро эволюционировать и принимать различные формы. Такая идеология должна быть эффективной, то есть обеспечивающей оптимальный сценарий достижения поставленных целей.

В-третьих, идеология определяет суть наполнения нормативных документов для различных типов организаций. Это простейшее применение идеологии обеспечивает вариативность инструментов идеологии в социотехнических системах:

  • государственного управления,
  • военной службы,
  • корпоративного управления,
  • трудовой деятельности,
  • предпринимательской деятельности.

Идеология конкретной организации, например, содержится в форме таких документов, как «корпоративная этика», «корпоративная культура», «миссия и цели организации» и другие. Разработка и применение такого комплекта документов приводит к структуризации и упрощению процедур менеджмента (управления, манипулирования) членами организации (сообщества).

С учетом ранее изложенного можно сравнить два способа разработки комплекта документов. Обычно, первый способ состоит в адаптации комплекта прототипов документов, соответствующих, так называемой, «лучшей деловой практике» для сообществ похожего типа. Второй способ – это воспользоваться построенной архитектурой системы и разработать комплект документов на основе этой архитектуры. На практике, намного проще реализовать первый способ. Второй способ реализации существенно сложнее. Однако, второй способ привносит согласованные процедуры жизненного цикла (ЖЦ) идеологии. Без регулярного исполнения процедур ЖЦ идеологии разработку документов первым способом можно отнести скорее к профанации решения проблемы.

Выводы

Архитектурный подход к построению Теории идеологии многими своими чертами напоминает большой интеграционный IT проект. В качестве подсистем проекта выступают различные научные теории. Одно из требований к подсистемам проекта состоит в согласовании их метафорического представления для обеспечения целостности и связности общей системы. Архитектурный подход позволяет системно применить не только результаты социологических исследований, но и учесть биофизические особенности процессов человеческого сознания.

Архитектурное моделирование Теории идеологии, как социотехнической системы, позволяет формулировать задачи и находить пути их решения в отсутствие привычных для IT процедур и протоколов информационного обмена при взаимодействии компонент системы. Для большинства случаев информационного взаимодействия подразумевается байесовское влияние компонент системы по согласованным моделям жизненного цикла.

«Вирусная модель идеологии»

#архитектура #идеология #проекты #моделирование #институционализм

Продолжение следует ...

Версия 1.0а. Июнь, 2022.