В прежние времена, до разгула оголтелого большевизма и гламурного фаст-фудного ХХI века люди жили солидно, прилично и обстоятельно. Пакость и всякое прочее внутреннее поганство отрицали. У них велись денежки и пища была натуральной, а не имитированной, как нынче. Вследствие этого они посещали трактиры.
Как утверждают эксперты, понятие «трактир» встречалось в русском языке с начала XVIII в. В имперском законодательстве существовало понятие «трактирный промысел», который определялся как «содержание открытого для публики заведения, где подаются кушания и напитки для потребления на месте».
Под понятием «трактир» укрывались рестораны, харчевни, духаны, ренсковые погреба, кухмистерские, пивные лавки и другие всенациональные едальни-выпивальни. Народ в те времена любил отвести души и тряхнуть мошной, так как нищетой или скабрезным скупердяйством не страдал.
Упоротые империалисты утверждают, что первый трактир был открыт царем Иваном IV по кличке Грозный. Якобы в 1552 году самодержец расстарался и создал для своих приближенных кабак в Москве на Балчуге. В царствование Алексея Михайловича в городе числилось 3 кабака, затем — 25. В XVIII в. число подобных заведений продолжало увеличиваться.
В царствование Екатерины II в Москве насчитывалось около 40 трактиров и других заведений. Деятельность трактиров регулировалась специальными постановлениями-указами, вводившими разнообразные ограничения как для содержателей заведений, так и для посетителей. Запрещалось посещать трактиры дамам, нижним армейским чинам, лицам в ливреях. Чтоб без блуда, сквернословия рукоблудия и холуйщины.
Утверждают, что первый из классических московских трактиров организовали в доме купца Шевалдышева, в питейном заведении под названием “Ветошная истерия”. В нижнем помещении подавали вина, а в верхнем, куда вела крутая лестница, закуски и чай. Трактир назывался “Истерийским”.
Расширение сети трактиров шло быстро, особенно после отмены крепостного права. Крестьяне, поимев землю, попутно решили похерить нищету, унылый деревенский быт и скушную безграмотность. Поэтому, слегка раскрутившись, вкладывались в доходные дела. Трактир был приманкой для инвестиций. Особенно городской, а то и столичный трактир.
Число трактиров в городах не ограничивалось, хозяин был обязан иметь свидетельство на право содержания трактира, платить акциз на продаваемые спиртные напитки. Все по-взрослому. С позволения генерал-губернатора в трактирах разрешались не запрещённые законом игры, музыка и другие развлечения. Рапортуют, что в столице в 1887 в трактирном промысле было занято 19 тысяч человек.
Трактиры были клубами по интересам, где собирались ценители искусства, меценаты, картежники, фанаты музыки, любители охоты, рыбалки и лошадей, даже ценители соловьиного пения и петушиных боев. Поэты приветствовались. Стихи и романсы уважали. В те времена народ понимал толк в гуляниях и развлечениях.
Трактиры обслуживали публику со всяким кошельком, карманом и статусом. Заведения были представлены на любой, даже самый изысканный вкус: публика от гурманствующих дворян до простонародья и криминального элемента всегда знала свое место. Любой мог загулять по зову души и сердца.
После 1917 трактиры стали постепенно исчезать. Вероятно, большевики до трактиров рылом не вышли. Хотя во времена кошмарного царизма и жуткого империализма лютых революционеров, запойных карбонариев и рьяных вольнодумцев из трактиров не гнали. Нравы тогда были свободными, а жизнь благополучной.
Вот так век назад вполне благополучно люди не просто жили-работали-отдыхали, но и сытно-вкусно питались. Зачем население российской империи вписалось в революцию и поддержало переворот - до сих пор остается загадкой.
Скорее всего, "жадность фраера сгубила". Или жесткая вселенская зависть да массовая тяга к воровству людей вконец оскотинила. Как результат - сейчас в столице мавзолей вместо былых трактиров. И хипстеры гуляют. Значит - так надо.