Не могу умолчать о педагогическом провале, коль уж в предыдущий раз о нем упомянула. Речь о бесплодности применения силы в воспитании малолеток.
Случай давний. Мне послужил уроком.
Приехала к близкой подруге, распираемая потребностью поделиться какими-то, на тот момент важными, переживаниями. А ей не до меня.
Детей, говорит, уложу, тогда и посидим спокойно. Дашку я уже искупала, остался Сашка. Только у меня пока руки до него не дошли, других дел полно. Посуду убрать, одежду на завтра в детсад приготовить, обувь перемыть...
Так ты занимайся своими делами, а я ребенка искупаю, обрадовалась я возможности ускорить процесс. По понятным причинам купание ребенка показалось перспективнее мытья грязной обуви. Шли дожди, а в новостройках тротуары не считались в те времена чем-то необходимым.
А ты с Сашкой сладишь? - засомневалась подруга.
Чай, не бином Ньютона, всего лишь трехлетку вымыть в ванне. Со своими без труда справляюсь.
Так то твои. А к моему подход нужен. Его уговорить надо.
Уговорить в тот момент расшалившееся юное создание мне показалось нереальным. Решила действовать силой.
Наполнила ванну, приготовила мыло, мочалку, шампунь, полотенце, пижаму. Изловила хохочущего мальца, вытряхнула из одежонки и засунула в теплую воду.
Не обращая внимания на визг, которым сменился хохот, намылила с головы до вырывающихся пяток, прошлась мочалкой, сполоснула и завернула в чистое полотенце.
В моих объятиях малыш затих. Но то был коварный маневр. Утратив бдительность, я выпустила на мгновение отмытого до скрипа ребенка из рук. А когда, прибрав ванну, вышла в прихожую, обнаружила Сашку не просто катающимся по полу, а на коврике с грязной обувью, в потеках глины и с песком в кудрях.
Помогла подруге. Уж лучше б обувью занялась.
Не могу, к сожалению, сказать, что то был единственный опыт применения силы в воспитании подрастающего поколения, однако, бесспорно, самый неудачный, хотя он не помешал нам стать друзьями в последующие сорок лет.
Рисунки из открытого доступа