«Согласен с выводами следствия», — сказал на допросе и. о. главы МЧС РТ Тахир Каримуллин по делу о мошенничестве своего зама на 42 млн рублей. Пока адвокаты и сам Олег Степущенко читают уголовное дело (всего 30 томов), следствие допросило тайного свидетеля с засекреченным именем. У защиты свои аргументы — якобы подделанная подпись на документах, которые следствие подало в суд. О том, как стороны два часа боролись за и против домашнего ареста Степущенко, — в материале «БИЗНЕС Online».
Расследование дела Степущенко завершено
В Верховном суде Татарстана Олег Степущенко появился в сопровождении своих адвокатов, но без сотрудников УФСИН. Несмотря на то что заместитель министра по чрезвычайным ситуациям РТ находится под домашним арестом, в суд он добирается из своего дома на Высокой Горе самостоятельно — как он скажет позже, следствие против этого ничего не имеет.
Расследование уголовного дела уже завершено, Степущенко и его адвокаты ознакомились практически со всеми материалами. Сам замминистра изучил все 30 томов (24 тома — само дело, остальное — вещдоки), его адвокаты чуть меньше — 21 и 24. Когда все всё дочитают, дело направят в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения. Несмотря на то что фактически это финишная прямая, следствие обратилось в суд с просьбой продлить Степущенко домашний арест еще на 3 месяца — до 10 сентября. А т. к. в марте стукнула годовщина с момента ареста чиновника, то теперь вопросом продления ему меры пресечения занимается Верховный суд республики.
Старший следователь 4-го, «экономического» отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ Амир Райманов в суде подробно огласил фабулу дела. Окончательное обвинение Степущенко предъявили в январе, и с того момента суть подозрений к замминистра не менялась. Его обвиняют в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ), воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 169) и злоупотреблении полномочиями (ч. 1, 3 ст. 285). Уголовное преследование по статье о хищении или растрате (ст. 160 УК РФ), которая вменялась Степущенко на протяжении года с начала расследования, прекращено.
Вместе с замминистра по делу проходит бизнесмен Константин Кабальнов, директор и учредитель ООО «Системастрой», — его обвиняют в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и подделке документов (ч. 1 ст. 327 УК РФ).
Ни по одному из эпизодов Степущенко свою вину не признал, подчеркнул следователь. И объяснил, почему фигуранта надо оставить под домашним арестом еще на три месяца. Во-первых, отметил следователь Райманов, преступления тяжкие. Во-вторых, неформальные связи Степущенко и его должность позволяют ему оказать давление на своих подчиненных, а по совместительству — свидетелей. Утверждение не голословное, подчеркнул следователь: в частности, трое свидетелей говорили о давлении на них, а еще это подтверждается материалами УФСБ. В-третьих, Степущенко нарушал запреты, установленные домашним арестом, чтобы позвонить свидетелю. Следователю из-за этого даже пришлось обращаться в суд, чтобы замминистра перевели в СИЗО. Приволжский суд ходатайство удовлетворил, но через несколько дней ВС РТ решение отменил. В-четвертых, заключил следователь, если отпустить его на свободу, то Степущенко может продолжить совершать преступления. В частности, нарушения, которые были выявлены при установке КСЭОН (комплексной системы экстренного оповещения населения), «скрывались им с 2014 по 2021 год», подчеркнул следователь. Это, в свою очередь, «повлекло тяжкие последствия, которые не устранены до настоящего времени».
Кто дает показания против Степущенко
Почти полчаса адвокаты Дмитрий Рылов и Дмитрий Усков не отпускали следователя с трибуны, буквально заваливая его вопросами. Оказалось, что долгое ознакомление с материалами дела — а длится оно уже четыре месяца — связано с тем, что Степущенко на эту процедуру приходит только с защитниками и не чаще 2 раз в неделю на два – два с половиной часа. Адвокаты о дополнительном времени не просили, отметил следователь, а значит, их все устраивает. Было, конечно, представление от прокуратуры, которая указала на нарушение прав Степущенко из-за перерывов в ознакомлении с делом, но больше нарушения не допускаются, заверил Райманов. Сам Степущенко позже объяснит свое изъявление быть с адвокатами так: «Следствие ищет причины, чтобы меня закрыть. Они (следователь и оперативные сотрудники — прим. ред.) до сих пор продолжают нас „сопровождать“».
В ходе сессии вопросов-ответов выяснилось, что, уже после того как расследование дела было завершено, следователь провел допрос еще одного свидетеля. Причем свидетель — засекреченный. В Татарстане в судах такую практику, с допросом «анонимного свидетеля», начали использовать в 2000-х годах при рассмотрении дел об ОПГ. Показания «Иванова Сергея Петровича» (так в материалах дела он обозначен) выделили в отдельный том. Адвокаты заверили суд, что впервые слышат об этом, и, казалось, даже слегка расстроились — получается, еще один том придется читать.
Допрос состоялся 11 февраля — через две недели после того, как Степущенко было предъявлено окончательное обвинение и расследование завершилось. «Секретный свидетель», как зачитал судья, рассказал, что 26 января был в здании МЧС на улице Губкина. И случайно услышал, как по телефону разговаривает Сергей Кремезной — завсектором мобилизационной работы МЧС РТ. Притаился и продолжил слушать. «По разговору было понятно, что он разговаривает с одним из адвокатов Степущенко, обращался к собеседнику по имени Дима. Из чего я сделал вывод, что он разговаривает с [Дмитрием] Усковым», — огласил судья. Так, «Сергей Петрович» рассказал, что Кремезной и Усков якобы разговаривали на тему «противодействия следствию, в частности, обсуждали создание негативного информационного фона вокруг уголовного дела».
«В частности, Кремезной говорил, что согласен с тем, что защитник Степущенко планирует размещать в СМИ и у блогеров материалы с критикой следствия по делу Степущенко, чтобы у всех сложилось мнение, что дело заказное», — передал судья суть допроса. В конце секретный свидетель сделал вывод, что Кремезной и его собеседник «достигли договоренности». Но на этом беседа не закончилась: в разговоре, по словам анонима, заходила речь о контакте с прокуратурой и судом по этому делу. «Из разговора также услышал, что Усков решает вопрос с поручительством за Степущенко от депутатов Госсовета», — прозвучало в показаниях.
О допросе, как оказалось, ходатайствовала потерпевшая сторона, которой в деле выступает МЧС РТ. В материалах дела есть и ее допрос, а точнее, и. о. министра МЧС РТ Тахира Каримуллина. «Согласен с выводами следствия о том, что работы по монтажу [КСЭОН] в рамках исполнения государственного контракта были выполнены с нарушением требований проекта на создание КСЭОН», — в частности, сообщил следствию и. о. министра. Он также согласился с тем, что контракты не исполнены надлежащим образом и министерству причинен ущерб в 42 млн рублей. По другим эпизодам Каримуллин также дал показания против Степущенко.
Кстати, в дополнительном томе оказался еще и рапорт УФСБ, как озвучил судья. Там было написано о том, что оперативным сотрудникам известно о готовящейся попытке критики следствия по этому делу через СМИ. Чему, безусловно, искренне удивился корреспондент «БИЗНЕС Online» — единственный представитель СМИ, который присутствовал на процессе.
«Что ж вы весь Уголовный кодекс мне не вменили?»
Степущенко, едва не переходя на крик и оборачиваясь то на следователя, то глядя на судью, заявил, что ни разу за все время своего домашнего ареста не пытался куда-либо сбежать и опасности никакой не представляет. И напомнил суду, что вообще-то имеет госнаграды и положительные характеристики с нынешней и прошлой работы.
«Все дело построено на оговорах, подлогах и фальсификациях!» — эмоционально вещал Степущенко. Он заявил, что за три месяца вместе с адвокатами написал 10 заявлений на следователей. По словам Степущенко, одно из нарушений, которое они заметили, — это якобы поддельная подпись. На начальной стадии дело замминистра вел следователь Дмитрий Линевич, который впоследствии стал судьей. Видимо, в момент своего перехода на новую должность он подготовил различные документы, в том числе и ходатайство о продлении срока следствия до полугода (т. е. еще в прошлом году). Но подпись, утверждает защита, ставил не он: она якобы подделана. Сторона защиты даже провела экспертизу, которая сделала вывод, что автограф ставило «иное лицо», явно пытаясь скопировать настоящую подпись. Следователь, впрочем, был против использования этой экспертизы в деле, сославшись на то, что эксперт даже не взял оригинал подписи у самого Линевича.
«Если верить в правосудие, то шансов у них никаких нет», — иронично, насколько это позволяла ситуация, сказал он. Сначала, по его словам, его обвиняли в измене Родине и шпионаже — вменили ст. 275 УК РФ. «Я всю жизнь проработал в госорганах, полковник полиции, участвовал в боевых действиях, а меня в шпионаже обвинили! Вообще для меня это непонятно», — возмутился Степущенко. Отметим, что официально о возбуждении дела в отношении него по этой статье не сообщалось: он объяснил это тем, что позже возбуждение дела по такой статье отменили. Затем, по его словам, вменили 160-ю УК РФ с ущербом 56 млн рублей, которая «продержалась» почти год: в итоге обвинения сняли по реабилитирующим основаниям. Как эти, так и другие обвинения Степущенко не признает. «Все остальные три статьи — вымышленные, для подстраховки придумали, чтобы все уголовное дело не развалилось. Что ж вы весь Уголовный кодекс мне не вменили?» — сказал замминистра. Он попросил судью «однозначно не поддерживать» ходатайство следователя и не продлевать ему домашний арест.
«Это элемент давления!»: как замглавы МЧС РТ отправили на нары из-за звонка сыну
Адвокат Усков в своем выступлении заявил, что буквально оскорблен тем, что разговор с Кремезным секретный свидетель списал именно на него. «Почему Дима — это я, а не [второй адвокат Дмитрий] Рылов? У нас одинаковые имена», — заявил он. Факт разговора он отрицал. Кстати, следствие и раньше заявляло, что Усков якобы пытался давить на Кремезного. Тогда адвокат объяснил, что они знакомы больше 30 лет, вместе учились в военном училище, но отрицал, что пытался надавить на друга.
Отдельную ремарку адвокат сделал о «попытках» Степущенко давить на свидетелей. «Давайте предположим, что все вокруг в органах внутренних дел, кто со Степущенко знаком, в органах МЧС криминально настроенные личности, которые готовы сейчас оказать содействие Степущенко и развалить это уголовное дело?» — иронично заявил защитник Усков.
Впрочем, представитель прокуратуры Алмаз Сагитзянов отметил, что на заседании вопрос доказанности обвинений не рассматривается. А с учетом того что предъявлено Степущенко, он согласился со следователем и просил продлить домашний арест фигуранту. Судья, проведя в совещательной комнате чуть больше получаса, постановил: удовлетворить, продлить домашний арест до 10 сентября.