Здоровье и болезни в Древнем Китае воспринимались в соответствии с традиционной китайской философией (равновесие либо нарушение равновесия двух основных начал — инь и ян). Анатомические представления не получили развития: с утверждением конфуцианства как официальной идеологии любые вскрытия были запрещены. Главным органом человека считалось сердце. Возникло представление о круговом движении крови. Особо развиты были такие направления медицины, как терапия, диагностика и хирургия.
Древнекитайское зубоврачевание на столетия опередило развитие зубоврачевания в цивилизациях Передней Азии, Египта и Европы. В одном из самых ранних медицинских трактатов «Канон медицины», написанном Хванг Фи в 3 веке до нашей эры, содержались сведения о заболеваниях ротовой полости. Одна часть была посвящена зубной боли, а другая — заболеваниям зубов и десен. Выделялось девять видов зубной боли: в зависимости от причин возникновения (внезапное переохлаждение, травма) и в зависимости от клинической картины (покраснение, бледность и отек десен).
Среди заболеваний ротовой полости Хванг Фи выделял воспалительные болезни, поражение мягких тканей (трактат содержит точное описание гингивита, пародонтального абсцесса) и кариес. Он считал, что эти заболевания случаются из-за дисбаланса тепла и холода в организме человека. По его представлениям, зубы были частью скелета, поэтому для лечения зубных болезней было связано с формированием костной ткани. Для этого могли использовать, например, измельченный рог оленя.
Во II веке нашей эры китайские врачи применяли при лечении зубов «серебряную пасту» — сплав ртути, серебра и олова, которым заполняли полость поврежденного зуба — об этом свидетельствуют медицинские сочинения VII века.
Спонсор материала — интернет-магазин стоматологических материалов ВЛАДМИВА.