Разноцветный лёд витража.
Дачный импрессионизм как особый стиль русской жизни родился в стенах усадебных домов, где лепетал хрусталь, досадно жужжали заплутавшие шмели, на паркет разливалась зеркальная амальгама и несла с собой отраженный мир...
И вот из зеркала косого
под лепетанье хрусталей
глядят фарфоровые совы —
пенаты юности моей.
Загородный дом или усадьба, расположенная недалеко от города, — это настоящий русский феномен. Нет человека в России, который не испытывал бы благоговейной радости от слова «дача». Фундаментальная любовь к огородно-романтической жизни, к образу дачного домика, с винтажным налетом, у нас вырублена, высечена и закодирована в генах. Раз за разом процесс деления и воспроизведения эту информацию копирует и вставляет в новые клетки…И вот первые ощущения от прикосновения прохладной травы к мягким пухлым пяткам, порванное ситцевое платье, потому что захотелось пролезть между кольями в заборе, горсть ароматной клубники, которую обязательно нужно проглотить за один раз; запускают программу любви, заложенную в нас. И год за годом этой любви становится больше и больше, и ты уже не замечаешь как скромный маленький домик на шести сотках дикой травы вперемешку с кустами смородины, крыжовника, и неизвестно каких еще цветов становится местом абсолютного блаженства.
Набоков, Чехов, Тургенев, воспитанные в декорациях усадебного дома, с детства наблюдали, как день за днем течет жизнь в стенах родового гнезда, впоследствии эстетика и дачно-усадебный быт были воспроизведены в драмах, повестях и комедиях. Особенное, «чувственное» отношение к дачной жизни как лейтмотив лежит на всех полотнах художников русской земли. Они как никто другой понимали красоту родного края, родового гнезда. Сергей Арсеньевич Виноградов, Станислав Юрьевич Жуковский, Константин Алексеевич Коровин изображали интерьеры, тенистые аллеи и усадебные парки, террасы, обеды, завтраки – неспешную, простую жизнь, наполняли ее бытовыми уютными мелочами. Серия картин С.А. Виноградова под названием – «В доме», открывает нашему взору чудный интерьер живописного имения Мамонтовых. Витражная роспись на окнах, тонким разноцветным льдом ложится на деревянные половицы. Дом купца Иосифа Клюшникова с балконом, смотрящим на нас разноцветными глазами витражных стекол, изображен на картине «Дача» 1900 года.
Сервант в декорациях к драме «У врат царства» тоже красуется в одежде из цветного витража. Картина кисти Головина А.Я.
Я уверена, что эти картины вдохновили не одно поколение дизайнеров на смелые подвиги в области оформления жилого пространства. Витражи придают интерьеру некую загадочность и дают ощущение причастности к миру искусства. Ведь роспись на стеклах была известна еще в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. начало н. э.) и в храмах первых христиан.
Мы с детьми решили попробовать прикоснуться к этому тонкому и волшебному миру разноцветного рая, окунуться в романтичный мир усадеб, которые смотрят на нас с полотен художников.
Для этого важного дела выбрали окно в детской. Узор сложился в голове совершенно случайно. На кровати лежало лоскутное покрывало. Вот его и решили накинуть на стекло.
Вопрос выбора техники нанесения краски решили быстро. Скрепление стекол свинцовыми скобами – дорогостоящая работа, которая требует навыка и мастерства. А вот нанесение специальной краски на стекло нам было подвластно.
Контурную пасту, нейлоновую кисть и витражные краски купили в обычном магазине товаров для творчества. Окно помыли, обезжирили. А потом включили воображение, отключили самоконтроль и стали рисовать на стекле контуры. Периметр расчертили с помощью линейки, а вот середину заполняли в хаотичном порядке. Ромбы, трапеции, треугольники, многоугольники, и готова канва, которую можно расшить разноцветными стежками. Контурная паста на вертикальной поверхности ведет себя не совсем предсказуемо. Растекается, потому что закон всемирного тяготения никто не отменял, либо ложится прерывисто. Первая проблема решается быстро. Пасту можно оставить с открытым колпачком. Минут 40-50 и она загустеет. А вот рисовать ровную линию придется учиться. Это навык, который придет со временем. Можно потренироваться на какой-нибудь вертикальной поверхности. Ну и не забывайте, что пасту можно легко убрать тряпкой, пока она сырая, поэтому смело экспериментируйте.
Контур после нанесения должен высохнуть. Мы ждали 24 часа, чтобы все линии и стыки окончательно стали твердыми. Витражные краски нельзя наносить как масляные или темперу. Штрихи, мазки – не уместны, потому что будут подтеки и разводы. А вот техника нанесения «по сырому», которую обычно любят акварелисты хорошо подойдет для работы с витражными пигментами. Краски буквально разливаются внутри фигуры и растекаются по периметру. Кисть используют для поддержаниянаправления движения краски. Каждый элемент, фигура заполняются отдельно. Если краска вытекает за пределы, то ее можно сразу убрать ватной палочкой. Пигменты можно смешивать по правилам для обычных красок, либо добавить разбавитель, чтобы цвет был прозрачным. На наше окно размером 47х93х63х67 понадобилось 3 тюбика контурной пасты, и упаковка витражных красок в 12 цветов. Теперь в солнечные дни мы ловим разноцветных зайчиков, которые разбегаются по всей комнате.
Восстановить романтику усадебного импрессионизма не сложно. Я бы даже сказала, что это увлекательно. Но к делу нужно подойти серьезно. Поймать вдохновение. Для этого заварите крутой кипяток, сделайте ароматный чай или кофе, устройтесь удобно у экрана компьютера, откройте пинакотеку музеев мира и смотрите полотна художников. Не ограничивайте себя только живописцами из России. Хотя такого чуткого и лирического усадебного стиля вы не найдете у зарубежных творцов. Можно обратиться к скандинавским художникам. Карл Улоф Ларссон, например и его чудные акварельные полотна, на которых он изображал интерьер дома в очаровательном, тихом провинциальном местечке Sundborn, в Швеции. Марк Шагал, Антонио Гауди, Альфонс Муха – посланники радуги на Земле, создавали витражи, которые поражают наше воображение даже спустя годы и столетия.
Вдохновение можно найти везде. Полотна художников, проза Набокова, Бунина, Чехова, других писателей, которые ярко и самобытно описывали дачные зарисовки в произведениях.
Кружевные занавески, стол, накрытый бабушкиной скатертью из приданого, подушки с вышивкой, покрывало из лоскутов; ботанические атласы, старые книги с узорами и даже книжка-раскраска. Все может послужить источником вдохновения для создания витражей.
Рисуйте, мастерите, творите. Дом должен быть с юмором.