Для этого не нужно сидеть друг напротив друга и использовать какие-то специальные приспособления.
Ведущие способы развития ребенка в дошкольном возрасте:
- общение;
- игровая деятельность.
1. По дороге из детского сада задаем простые и сложные вопросы.
Например:
- вы сегодня гуляли на своей площадке или ходили на соседнюю?
- ты видел свою подругу Машу?
- сегодня на завтрак давали запеканку или кашу?
- ты рисовал фломастерами или карандашами?
- чему ты сегодня научился?
- а что новое узнал?
- вы сегодня разучивали танец или песенки к утреннику?
Если ребенок устал, задаем открытую форму вопроса, чтобы он ответил «да» или «нет». А если он достаточно бодрый, можно спрашивать так, чтобы ребенок рассказал. Если он не умеет этого делать, нужно помогать.
2. Читаем.
Не у всех детей сейчас хорошая слуховая память. А чтение формирует:
- все виды памяти;
- воображение;
- анализ.
3. Игра:
- располагаем в ряд любые предметы, например, чашку, стакан, тарелку, луковицу, яблоко;
- ребенок смотрит, потом отворачивается;
- убираем один или несколько предметов и спрашиваем, что пропало.
У ребенка формируется:
- память;
- внимание;
- терпение;
4. Веселая прогулка:
- идем по улице и ищем вместе с ребенком, например, все круглое: колеса у машины, ведерко в песочнице, горлышко бутылки и т.д.;
- считаем автобусы: папа или мама ведет счет, а ребенок рассказывает, какой это автобус – новый или старый, чистый или грязный и т.п.
5. Игра «Отгадай слово» – для детей от 4 до 6 лет.
Взрослый загадывает слово, а ребенок, зная классификации – мебель, домашние животные, еда, транспорт и т.д., – задает вопросы, пока не отгадает.
Достоинства такой игры:
- развивается систематизация;
- весело;
- не требуется сидеть с ребенком: можно, например, утюжить, а он будет задавать вопросы, болтая ногами на стуле или бегая по комнате.
Что влияет на качество памяти?
Есть определенная основа для функционирования мозга. Лучшие педагоги, достаточное количество времени для занятий, большие средства не принесут пользы, если у ребенка не будет:
- стабильного режима дня;
- полноценного, натурального, домашнего питания;
- регулярной аэробной нагрузки, активной прогулки на улице;
- разнообразных занятий для физического, интеллектуального, творческого развития;
- продолжительного сна ночью;
- дневного сна или отдыха, если этого требует организм;
- свободного времени.
Самый полезный сон для детского организма – с 21 до 24 часов. В это время мозг растет, очищается, обрабатывает информацию – формирует ресурс следующего дня, сжигает жир, укрепляет иммунитет. И это только часть «работы» мозга во сне.
Стоит остановиться и на том, что у ребенка всегда должно быть хотя бы одно физическое и творческое хобби: танцы, спорт, плавание, рисование. Это в том числе повышает возможности мозга и умения конкретного ребенка.