Найти тему
Жаннат Доргай

Царь, который голодал и имел только одну рубаху

Свойство человека - постоянное стремление к прекрасному , неиссякамая жажда сделать себя лучше, богобоязненнее и совершенствовать свой духовный мир.
Свойство человека - постоянное стремление к прекрасному , неиссякамая жажда сделать себя лучше, богобоязненнее и совершенствовать свой духовный мир.

Он был законодателем мод, но, взойдя на престол, стал голодным бедняком.

 В 717г., находясь в военном лагере под Дабиком, халиф Сулейман чем-то тяжело заболел. Он поспешно составил завещание, согласно которому после его смерти власть должна была перейти к 'Умару ибн 'Абдульазизу - правнуку второго праведного халифа 'Умара ибн Аль-Хаттаба.

'Умару в это время было 35 - 36 лет. Внешне это был всё тот же смуглый молодой человек с изящными чертами лица, которые теперь дополняла пышная борода.Совсем недавно, когда он проходил по улице, за ним тянулся шлейф самых изысканных и дорогих благовоний, который ещё долго витал в воздухе. По приятному запаху люди определяли: недавно по этой улице проходил франтоватый баловень судьбы 'Умар. За возможность стирать свою одежду вместе с его , чтобы пропитать её благовониями, люди платили прачкам взятки. Кондиционеров для белья и одежды в те времена, как известно, не было.

Арабы были  чистоплотны и питали страсть к благовониям,  которые прибывали к ним  с караванами купцов из Индии и Шама. Однако позволить себе их могли только очень богатые люди. После прихода ислама использование ароматов, умащение благовониями стало Сунной - весьма желательным действием, за которое полагается награда. Пророкﷺ очень любил благовония.
Арабы были чистоплотны и питали страсть к благовониям, которые прибывали к ним с караванами купцов из Индии и Шама. Однако позволить себе их могли только очень богатые люди. После прихода ислама использование ароматов, умащение благовониями стало Сунной - весьма желательным действием, за которое полагается награда. Пророкﷺ очень любил благовония.

Однако с богатым отпрыском благородного правящего дома Омейядов - бану Умайя произошли такие метаморфозы, благодаря которым щеголеватый образ модника остался в прошлом. Прежний франт и законодатель мод внутренне сильно изменился: длительное общение с благочестивцами Медины отвратило его от пристрастия к роскоши и родило в нём идею приблизить мусульманскую общину к административно-правовой практике времён Пророка Мухаммадаﷺ и двух первых праведных халифов, живших в лачугах и евших простую и грубую еду. Положение главы мусульманского государства открывало возможность воплощения в жизнь этого идеала.

'Умар счёл своей обязанностью стать образцом для своих подданных. Весёлые застолья с поэтами и кулинарными шедеврами времён Сулеймана сменились разговорами о жизни вечной после смерти и смысле бытия, во время которых халиф делился с друзьями единственной едой, которая была у него - чечевичной похлёбкой, которую он также давал своему рабу. Этот раб был очень наглым малым. Однажды он спросил у супруги халифа, что они собираются есть на обед: согласно заветам Пророкаﷺ прислугу и рабов следовало кормить едой, которую они подают своим хозяевам. Фатима - жена 'Умара, дочь богатого халифа, ныне бедствующая с супругом царица, сказала, что на обед у них, как всегда, похлёбка из чечевицы. Раб возмутился, услышав её ответ, затопал ногами и воскликнул: "Чечевица, чечевица! Надоела мне чечевица!" Но другой еды на кухне главы государства не было.

Чечевица и в Европе, и на Востоке считалась едой бедняков. Вспомним, к примеру, чечевичную похлёбку, которую ел папа Карло, выстрогавший Буратино.
Чечевица и в Европе, и на Востоке считалась едой бедняков. Вспомним, к примеру, чечевичную похлёбку, которую ел папа Карло, выстрогавший Буратино.

Однажды 'Умару очень захотелось съесть виноград, которым изобиловали рынки города, но денег купить его у халифа не оказалось, ибо все личные средства были сданы им в казну. Он спросил у супруги, нет ли у неё денег на виноград, на что был дан ответ, что денег у неё нет, поскольку всё, что имелось у неё из сбережений и ювелирных украшений по приказу царствующего супруга было также возвращено в казну мусульман, как незаконно присвоенное её семьёй.

Мечеть Омейядов в Дамаске - одна из красивейших мечетей. Бану Умайя славились своей любовью к роскоши и власти.
Мечеть Омейядов в Дамаске - одна из красивейших мечетей. Бану Умайя славились своей любовью к роскоши и власти.

Он отказался от богатых одежд, ограничил себя в еде, с его лица навсегда исчезла улыбка, а во время совершения молитвы 'Умар плакал так, что его борода становилась мокрой от слёз, а сам он падал в обморок, боясь, что может попасть в Ад.

Жившая некогда в роскоши и неге жена халифа смирилась со своей участью и безропотно сносила все тяготы жизни с царём - праведником.

Обложка книги "Женщины Омейядских халифов"
Обложка книги "Женщины Омейядских халифов"

Иногда он не мог выйти к людям, ибо единственная его рубаха была в стирке.

Конечно, такое поведение правителя возмущало его родственников, но, увы, их увещевания не имели на него никакого воздействия.

Хутба - проповедь в мечети
Хутба - проповедь в мечети

Между тем здоровье 'Умара стало резко ухудшаться. От чечевицы стал болеть живот, он похудел, а цвет лица заметно изменился и стал землистым. Первого дня месяца раджаб 101г. по хиджре /17 января 720 г. 'Умар ибн Абдальазиз, войдя в историю как "пятый праведный халиф" или "второй 'Умар ибн Аль-Хаттаб", скончался и был похоронен на приобретённом им специально для этого земельном участке.

На этом история аскетичных правителей мусульман, живших в лачугах, закончилась. Наступали времена дворцовых правлений состязающихся в роскоши халифов.