К сожалению, в нашем посёлке Эссойла не осталось ветеранов Великой Отечественной войны, поэтому я побывал в гостях у Тамары Петровны Сергеевой. Её отец, Пётр Лаврентьевич Иванов. талантливый учитель, прошёл всю войну от первого дня, дошёл до Германии.
— Тамара Петровна, расскажите, как жили до войны?
— Семья была большая. Нас было у мамы пятеро: мы с сестрой и три брата. Старший брат родился до войны, все остальные — после.
До войны жили в Медвежьегорском районе. Мама, Татьяна Петровна, тогда работала в ликбезе, учила в деревне неграмотных людей алфавиту. Папа, Пётр Лаврентьевич Иванов, был педагогом в школе с 1936 по 1941 год. Поскольку у нас была семья учительская, поэтому мы всегда жили в большом доме, его нам предоставили.
— Где Вы родились, что помните из детства?
— Сразу после войны мы жили в Медвежьегорском районе, деревня Куганаволок, я там родилась в 1946 году. Дальше — в Пудожском районе, в Авдеево. Там прожили до 68 года.
Очень хорошо помню субботы, воскресенья, топится русская печь, и мама печёт калитки и пироги.
Мы все ходили в садик. После войны мама долгое время работала заведующей детским садом.
— С чем связаны школьные годы?
— Каждый день утром мама уходила на работу, а нам говорила, кому после школы половики трясти и полы мыть, кому идти кроликов кормить, кому корове сена давать. Сделаем всю эту работу, зимой берём лыжи, идём на горке кататься, а уже к четырём часам все были дома, нужно делать уроки.
Ещё помню — пятый класс это был или шестой — когда полетел Юрий Алексеевич Гагарин в космос, был прекрасный солнечный день. У нас была в школе линейка, всех пригласили на улицу, работало большое чёрное радио. Оно висело на столбе. Передавали, что Гагарин — первый человек в космосе. И мы все почему-то смотрели на небо, думали, что там летает космический корабль, а оказалось, как узнали позже, что он только совершил один виток вокруг Земли, и уже приземлился.
Без единого ранения
— Тамара Петровна, расскажите об отце.
— С первого дня войны папа, Пётр Лаврентьевич, ушёл на фронт. Сначала защищал Медгору, Беломоро-Балтийский канал, воевал от первого до седьмого шлюза, а затем был переброшен в Суоярви. Позже вспоминал, что в первых боях под Медгорой потерял лучшего друга. Затем была дорога на Суоярви, 2-й Белорусский фронт, первая ударная армия, и вот закончил он войну без контузий, не было ран, живым вернулся осенью 45-го года. Закончил войну в Германии на острове Волин, такой путь прошёл. Освобождал Польшу, потом Германию.
— Рассказывал о военных буднях?
— Очень-очень редко. Но о войне у нас в доме хранится память, трофеи военные: бритвенный прибор немецкий, которому уже 77 лет, как он в нашей семье, и немецкий трофейный котелок. И, конечно, письма, письма военные, маме то, что писал.
— Как вы думаете, что отцу помогло пережить страшное военное время?
— Наверное, дом, семья, то, что жена и сын его ждали. Родные ждали.
— Каким помните папу?
— Он пришёл с фронта осенью 45-го, в школе уже начались занятия, работы ему пока не было. Начал учить с января 1946 в Пудожском районе, деревнях Семёново, Бочелово и Бальбино. И более 40 лет работал в начальной школе. Вёл все предметы: русский, математику, физкультуру, музыку, ИЗО, потому что школа была малокомплектная.
Папа хорошо играл на балалайке, домре и мандолине на уроке музыки, а дети пели. Я была удивлена тому, как учитель работает и владеет инструментом, поэтому и сама пошла в учителя музыки.
Я всегда вспоминаю папу, как он утром брал портфель, шёл в школу на работу. Помню, как он всегда сидел, проверял тетради… Я просила папу дать проверить несколько тетрадок. И поставить оценку красным карандашом.
— Ваш папа прожил счастливую жизнь?
— Он прошёл всю войну, от Карелии и до Германии, ранений не было, в госпитале тоже ни разу не был. Вот как-то сохранила его жизнь, уберегла. Да, я думаю, что счастливую, ведь у него была любимая работа, и семья была большая, хорошая у нас была семья. Думаю, он был счастлив.
Илья ОКУЛОВ, школа пос. Эссойла, автор Республиканской газеты детей и подростков "Моя газета+", подразделения Специализированной школы искусств