Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Не доверяют, но некем заменить. Зачем однопартийцы оставили у власти Джонсона?

Вечером 6 июня премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона однопартийцы-консерваторы подвергли, с моей субъективной точки зрения, достаточно унизительной процедуре, — голосованию по вотуму недоверия. Казалось бы, раз тобой не довольны соратники, говорящие об этом открыто, так возьми и по-английски уйди с высоко поднятой головой. Это было бы порядочно и достойно: серьезно прокололся, так прокололся; с грузом навалившихся государственных проблем не справился и их только усугубил, поставил под сомнение авторитет партии…. Так, найдите, братья-консерваторы, более авторитетного лидера партии и премьер-министра. Я не достоин, я ухожу….

Мистер Джонсон (не будь он баловнем судьбы) решил иначе. Видимо, неиссякаемая вера в политическую удачу затмила гордость и честь.

Голосование проходило по уже известной и отработанной (не первый же раз) партийной традиции: каждый член фракции тори по очереди и по одному входил в комнату одного из комитетов палаты общин, предварительно сдав свой мобильный телефон, а выходил оттуда через другой выход, чтобы не встретиться со ждущими своей очереди коллегами. Телефоны решили сдавать после процедуры голосования по вотуму недоверия прошлому премьеру, Терезе Мэй, когда некоторые депутаты делали селфи с бюллетенем для тайного голосования и отправляли картинку кому-нибудь из своих друзей или в редакции газет. Теперь, во избежание утечки информации, голосовать шли без средств связи.

В итоге, ныне действующий премьер-министр Борис Джонсон победил со счетом 211:148 и сохранил свои позиции, с которых меньшинство фракции хотело его сместить. Сам виновник торжества уехал сразу после голосования в резиденцию, на оглашении итогов не присутствовал, бурных аплодисментов по этому поводу не слышал, но позже заявил: «Я думаю, что это очень хороший результат для политики и для страны…. Эти результаты имеют решающее значение. Что это значит – это значит, что как правительство мы можем продолжать и сосредоточиться на вещах, которые на самом деле важны».

-2

Результат, прямо скажем, не очень, хотя бы в силу того, что он ниже, чем у предшественницы Джонсона Терезы Мэй, а во время ее каденции проблем и вызовов у Соединенного Королевства было куда меньше. Да и все то, что происходило с его предшественниками, тоже получившими вотум доверия, должно навести консерваторов и самого премьера на некоторые малооптимистические мысли. «Железная леди» Маргарет Тэтчер, несмотря на все свои заслуги и авторитет, покинула политику через восемь дней после вынесенного вотума доверия. Ее преемник Джон Мейджор остался у власти после вынесенного вотума доверия до очередных всеобщих выборов, но проиграл их с таким треском, что место консерваторов в двухпартийной системе чуть было не заняли либералы. Упомянутая Тереза Мэй была вынуждена уступить пост лидера партии и премьер-министра Борису Джонсону через полгода, несмотря на доверие однопартийцев.

Джонсона оставили, но на кону стоит успех партии на довыборах в муниципалитеты и на всеобщих выборах, которые должны пройти через два года, а на данный момент избиратель разочарован в консерваторах и в их наполовину популярном лидере в среде самих же тори. В то, что положение консерваторов не критично, верят только неисправимые оптимисты. Оптимизм навевает только то обстоятельство, что лидер лейбористов сэр Кир Стармер выглядит в глазах избирателей еще более блекло и неубедительно, чем харизматичный и самоуверенный Борис Джонсон.

-3

Борису Джонсону повезло и в том плане, что среди руководства консерваторов пока не видно его более-менее ярких преемников, но он уже точно знает (а это плохая новость), что ему будут искать или уже ищут альтернативу на случай, если он не восстановит свою популярность. А при наличии одинакового по популярности лидера дни Джонсона у власти будут сочтены. На сегодняшний день премьера просто некем заменить. Бывший глава форин-офиса Джереми Хант, оспаривавший у Джонсона пост лидера партии в 2019 году, хоть, возможно, голосовал сейчас против премьер-министра, свое желание возглавить консерваторов никак сейчас не обозначает.

Несмотря на минимальное доверие, Джонсон остается уязвимым: недовольные однопартийцы уже подумывают над тем, как повторить нынешнюю процедуру не через год, а в более короткий срок, сократив партийный регламент. Видимо, именно на этот случай Джонсон заявил, что в случае потери своего поста, он инициирует досрочные выборы в парламент (чистейшей воды шантаж, потому что в нынешней ситуации консерваторы будут просто разгромлены). Возможно, последнее обстоятельство и позволило части парламентариев-тори отказаться от смены лидера.

Согласно данным исследования консалтинговой компании Savanta Comes, проведенного 31 мая, консерваторов поддерживают 31% британцев, лейбористов – 42. Это самый низкий показатель консерваторов за последние годы. Тори, безусловно, нужен новый лидер и новая политика.

Автор: Александр Черный