Найти в Дзене
Геополитик

Геополитика в лицах: Хэлфорд Макиндер

Хэлфорд Джон Макиндер (в некоторых русскоязычных источниках указан как Маккиндер) родился в 1861 г. Х. Макиндер – английский геополитик, которому удалось успешно совместить научную деятельность с реальной политической работой. Сэр Х. Макиндер по праву считается человеком, систематизировавшим геополитическую науку, оформив ее методологию, сформулировав принципы и обосновав порядок применения геополитического анализа на практике. Хэлфорд Макиндер в течение 12 лет был членом Британского Парламента от шотландской партии юнионистов. Х. Макиндер служил членом Её Величества Почтеннейшего Тайного Совета – совещательного органа при Британском монархе, который в рассматриваемые времена имел реальное влияние и функционал в вопросах отправления монаршей власти.

Прорывной работой в области геополитики стала публикация Хэлфорда Макиндера на тему «Географическая ось истории», концептуально оформив постановку проблематики в публикации «По поводу методов Новой Географии».

Х. Макиндер основал Географическую ассоциацию Великобритании, а также выступал в качестве одного из соучредителей Лондонской экономической школы, которую впоследствии возглавлял.

Х. Макиндер участвовал в реализации внешней политики Великобритании в должности Высшего британского комиссара по Украине, где мог опробовать на практике свои геополитические воззрения, в составе войск Антанты, в которой по сути обеспечивал оказание политической, финансовой и материально-технической помощи Великобритании белому движению генерала А.И. Деникина и барона П.Н. Врангеля (целью Белой гвардии было свержение советской власти в ходе Гражданской войны 1917-1922 гг).

В «Географической оси истории» Х. Макиндер описывал противостояние Английской и Российской империй, которое вошло в историю под названием «Большая игра». Победителя в «Большой игре» ожидал внешнеполитический контроль над стратегически и экономически важными территориями Индии, Афганистана, Ближнего Востока, а также Кавказа. Интересом Англии в «Большой игре» было сохранение доминирующих позиций как мировой державы в Азии. Россия, в свою очередь, боролась за качественно новый уровень своего могущества, который мог быть обеспечен свободным выходом к южным морям, а также контролем над экономически развитыми торговыми территориями.

В процессе описания глобального противостояния двух держав в Азии Х. Макиндер оформил все основные тезисы геополитической теории, которые применимы при проведении практического политического анализа по сей день.

Важнейшим элементом методологии геополитики Х. Макиндера является обоснованное утверждение о ключевой роли кочевой культуры в образовании государств.

Хэлфорд Макиндер отводил кочевникам как самостоятельную роль и непосредственное участие в создании государства, так и опосредованную роль захватчиков, для защиты от которых создавались и укреплялись другие государства. В целом этот процесс аналогичен описанному нами ранее принципу подвижности границ. Кочевой характер культуры соответствует более энергичной, развивающейся цивилизации или обществу, которое осуществляет свою экспансию на территории более слабых или ослабленных государств.

Вторым ключевым постулатом методологии геополитики Х. Макиндер считал дуализм суши и моря, который он проецировал, конечно, на кочевые культуры. Кочевники занимаются экспансией морскими или сухопутными путями, что позволяет выделить кочевников моря и кочевников суши в отдельные виды обществ. Мобильность кочевников суши и моря, с разной степенью успешности нападавших и нападающих на оседлые общества, наполняет историю человечества качественным содержанием. Кочевники суши и кочевники моря – разные типы обществ, имеющие разные характеристики. Кочевники моря – всегда приверженцы технологического развития общества и идей развития торговых связей, тяготеющие к демократическим принципам организации общества. Кочевники суши всегда стремятся выстраивать внутреннюю структуру, основанную на субординации, в такой вертикальной структуре общества ценится героизм как индивидуальный, так и коллективный.

Кочевники моря и кочевники суши создают различные по содержанию социальные концепции общества, которые можно назвать цивилизацией суши и цивилизацией моря.

Цивилизации моря свойственно понимание морского могущества Альфреда Мэхэна, а именно стремление занять береговую линию, обеспечить военное преимущество на море и развивать торговые отношения.

Цивилизации суши, в свою очередь, свойственно стремление занять земли в глубине континентов, построить иерархичное патриархальное общество, реализовывать консервативную политику, поддержанную жесткими мерами государственного принуждения, а также сакрализация личности главы государства.

Хэлфорд Макиндер отождествляет географические особенности окружающей среды, в которой развивается общество, с характерными социологическими чертами общества, типизируя цивилизации по их качественным признакам в зависимости от их географических, концептуальных и экономических характеристик. Пространство становится неразрывно связанным явлением с историческими событиями, культурными (ценностными) особенностями и политической организацией общества. С этого момента геополитика становится новейшей социологической теорией, включающей в себя совокупность культурных, цивилизационных и политических концепций общества.

Одним из важнейших выводов о существовании цивилизаций моря и суши, представляющих собой цивилизационных антагонистов, становится возможным сделать вывод о наличии непримиримых противоречий между ними, что всегда будет являться причиной цивилизационного конфликта между сильнейшим обществом – представителем цивилизации моря и самым могущественным обществом из цивилизации суши. Этот вывод делают геополитику актуальным научным направлением на все времена.

На основании этих фундаментальных выводов А.Г. Дугин формулирует единственно правильное и полное определение геополитики. «Геополитика представляет собой комплексный политический, географический, стратегический, социологический, культурологический и экономический подход к интерпретации международных отношений на основе принципиального и неснимаемого цивилизационного дуализма – Суша против Моря или теллурократия против талассократии».[1] Поэтому любая попытка неклассической геополитики отказаться от идеи цивилизационного дуализма буквально означает попытку признать классическую геополитику частью политического анализа или отменить геополитику, предложив на ее место новую топику – концептуальное понимание взаимодействия пространства и политической формации. К таким попыткам «дискредитировать» классическую геополитику являются критическая геополитика или постгеополитика.

Третьим основным элементом методологии (топики) геополитики по Х. Макиндеру является принцип районирования земной поверхности на территории Суши и Моря. И если глобальному зонированию Земли на территории цивилизации суши и цивилизации моря всего несколько столетий в силу тех обстоятельств, что представление современных людей о мире оформились в глобус с открытием Америки, то диалектика геополитики существовала изначально и прослеживается на локальном уровне со времен древнего мира: противостояние морских Афин и сухопутной Спарты, морского Карфагена и сухопутного Рима, Испании, которая не смотря на выходы к морям и океанам, пошла по пути цивилизационного развития Суши с изначально развивавшейся как сухопутной державы, но перестроившейся и став впоследствии единоличной морской владычицей, – Великобританией.

По мере экспансии сильнейших представителей Суши и Моря от древних времен до настоящего времени образовались пояса Земли, которые отождествляются с цивилизацией Моря, распространяющей свою могущество хитростью, и с героической цивилизацией Суши, чья экспансия производится открытым силовым путем.

Исторический метод исследования цивилизаций позволяет наглядно убедиться в истинности предположения Х. Макиндера о диалектике геополитики, рассмотрев, например, талассократические торговые Венецию и Голландию или теллурократическую Монголию или Империю Тамерлана.

С ходом истории могут меняться ключевые игроки, видные представители цивилизаций суши и моря, но геополитическое противостояние снова и снова самовоспроизводит конфликт кочевников суши и кочевников моря.

Гоеполитичекая карта мира, осмысленная и предложенная Х. Макиндером, концептуализирует геополитическую методологию (топику) как неразрывную совокупность идеологических, экономических и культурных факторов. Географической осью истории на геополитической карте является центр Евразии («мирового острова»), его центр находится в России. Вокруг этого ядра формируется цивилизация суши со схожей идеологией, экономикой и культурой. Эту зону Х. Макиндер называет сердечной землей. Сердечную землю окружает пространство относительной суши, его можно соотнести с территориями Германии в Европе и Китая в Азии. Относительную сушу в форме месяца окружает «окоемочная земля» – береговая линия Евразии, основной плацдарм геополитики, где открыто пересекаются интересы Суши и Моря в борьбе за мировое господство. Внутренний полумесяц окоемочной земли, которую Х. Макиндер называет Rimland, «опоясывает» самый масштабный по планетарной протяженности полумесяц морского могущества, совпадающий с территориями колониального мира. Основными плацдармами геополитического противостояния являются война за Rimland и борьба за влияние в странах относительной суши, которые заселяют переходные типы обществ, общества двойной идентичности, в разной степени разделяющие ценности Суши и Моря.

Предложенная Х. Макиндером геополитическая карта мира объясняет политическую устойчивость, выражающуюся в последовательности действий внешнеполитического курса России (Российской Империи, СССР), Англии и США. Это же зонирование объясняет переменчивость политической карты Европы, находящейся на границе столкновений цивилизации суши и цивилизации моря. Поскольку битва за Rimland – это сущность геополитики.

Убедившись в истинности своих предположений по зонированию геополитической карты мира, наложив ее на социологическое прочтение мира, Х. Макиндер выводит геополитическую аксиому: кто владеет Восточной Европой, тот владеет Евразией, кто владеет Евразией, тот владеет миром. Из этого нетрудно предположить основные стратегические векторы «нового Карфагена» современности – США и «нового Рима» – Российской Федерации. Всеми возможными способами цивилизация моря будет стремиться не допустить территориальную, экономическую и культурную близость России с Германией и Китаем, а также укрепить свое господство над торговыми колониями, обеспечив их экономическую и политическую зависимость. Для России же в число первоочередных задач выходит обеспечение политического могущества в Восточной Европе, развитие партнерских отношений и создание устойчивого геополитического союза с Германией и Китаем.

Хэлфорду Макиндеру, ушедшему из жизни в 1947 г., удалось концептуально совместить научные воззрения Фридриха Ратцеля, Альфрэда Мэхэна, Рудольфа Челлена и всех прочих видных деятелей практического политического анализа, дополнив систематизированный материал авторской концепцией, обосновывающей уникальную методологию (топику) геополитики.

[1] Дугин А.Г. Геополитика. С. 52

#геополитика

#гребнев

Хэлфорд Джон Макиндер (Маккиндер)
Хэлфорд Джон Макиндер (Маккиндер)