Когда говорят о том, какое из воплощений Тёмного рыцаря было на экране самым сильным, я неизменно думаю о Кристиане Бэйле и Майкле Китоне. Почему-то, эти два актёра являются для меня самыми каноничными. Когда пару лет назад вышла новость, что очередной образ Бэтмена нам представит Роберт Паттинсон – я, честно говоря, не сильно-то верила в его успех. Однако по прошествии времени, с выходом цифровой премьеры фильма – моё мнение несколько изменилось. Но обо всём по порядку…
Привет, с вами «Книжная лавка Хеллы» - место, где вы всегда сможете подобрать для себя книгу или кино на вечер, с которыми вам не стыдно будет провести время. 🦉📚
Безусловно, новый «Бэтмен», за авторством Мэтта Ривза, очень сильно отличается от предыдущих фильмов линейки DC. Если того же Бена Аффлека удалось легко «встроить» во вселенную пресловутого «Отряда самоубийц», то с Бэтменом Роба Паттинсона такое вряд ли бы «прокатило» - просто потому, что картинка, созданная этим невероятно талантливым, и немного странным актёром, никак не вписывается в карнавальный мир, придуманный до него Дэвидом Эйром, и получившим дальнейшее своё развитие в руках Джеймса Ганна.
По сюжету, новый Брюс Уэйн «работает» в должности супергероя всего второй год, а потому вызывает не слишком-то много уважения со стороны «настоящих» блюстителей правопорядка. Из всех полицейских, ближе всего он общается только с комиссаром Гордоном, который здесь представлен, в кои-то веки, настоящим дотошным копом, с пристрастием анализирующим улики, а не просто мужчиной средних лет, пришедшим красиво постоять с блокнотом в руках рядом с Бэтменом. Когда в городе появляется таинственный преступник, самолично расправляющийся с высокопоставленными чиновниками, и оставляет при этом на месте преступления специальные загадки, адресованные Бэтмену, главный герой понимает, что оказывается втянут в очень серьёзную криминальную игру, в которой ставки растут с каждой минутой экранного времени.
Готэм Мэтта Ривза – это не просто пропитанный насквозь коррупцией легендарный мегаполис из комиксов. В нём, с первых минут появления на экране, чувствуется какая-то роковая обречённость – какую ранее мы могли видеть только в ставшем уже легендарным «Джокере», с Хоакином Фениксом. Этому во многом способствует и великолепная музыка, написанная для фильма композитором Майклом Джоккино – серьёзно, после саундтрека к «Дюне» Дэни Вильнёва, этот – второй в списке моих любимых за 22-й год.
Особо подчёркивает атмосферу «иного», более реалистичного на сей раз Готэма, использованная в кадре цветовая гамма. Если раньше город выглядел максимально приближенным к своему оригинальному изображению в комиксах – пёстрое гнездо с неоновыми огнями и обрывками цветных лоскутов нищеты, то теперь мы видим лишь тёмный, раскрашенный в цвета сепии и дождя, индустриально-промышленный городок, масштабы которого полностью открываются зрителю лишь в финальной сцене с прорывом дамбы.
И в этом городе обитают такие герои, как Бэтмен в исполнении Паттинсона. Режиссёр впервые показал легендарного персонажа больше как человека, нежели линчевателя в костюме мыши. Открытием для зрителя стало то, что Брюс Уэйн поначалу частенько работал и без маски – эффектная чёрная подводка для глаз и спортивный мотоцикл, сделали героя чем-то напоминающим знакового «Ворона», особенно в сочетании с тёмно-каштановыми, почти чёрными волосами актёра. Если честно, сцены с его расследованием в таком человечном амплуа понравились мне гораздо больше, чем сцены битв в классическом бэт-костюме.
Если вы смотрели картину, то помните, как он появился перед Альфредом в совершенно чёрной футболке, чёрных пижамных штанах и чёрных очках – это, да еще и фирменная, немного «эдвардовская» бледность – сделали образ Уэйна одновременно узнаваемым и иронично-нахальным, чего, как мне кажется, так не хватало ему в предыдущих картинах. Но смысл такого хипстерского перформанса как раз в том, чтобы стать ближе к современному поколению молодых зрителей, которые уже давно воспринимают Бэтмена как старенького грузного супергероя с пистолетом-гарпуном. Стремление режиссёра омолодить и освежить образ Уэйна несомненно пошло всему фильму на пользу.
Особо хорошо работает этот приём в совокупности с закадровыми рассуждения молодого Бэтмена, когда он ведёт дневник и попутно рассказывает зрителю о том, как дни в его представлении «сливаются в один длинный, беспросветно-тёмный туннель, и всё больше сил нужно, чтобы вспомнить то, что было вчера». Это, и ещё постоянная одержимость героя травмой из своего прошлого – добавляют Уэйну Паттинсона своеобразного меланхоличного шарма. Эмпативный герой, близкий людям, но в то же время постоянно держащий некоторую дистанцию между собой и зрителем – это, несомненно плюс.
Великолепны здесь и все герои второго плана: так, Пол Дано в образе Загадочника оказался не таким искромётным весельчаком, каким мы видели его в исполнении Джима Кэрри. Однако его обыденность и скромность делают его во сто крат опаснее, что великолепно чувствуется через экран. Являясь антагонистом, и в то же время как бы альтернативной версией того самого «возмездия», смысл которого в финале картины раскрывается с самым, что ни на есть, библейским масштабом – Дано удаётся выдержать характер своего героя и присущий ему, отнюдь не карикатурный саспенс – до самого конца.
Прекрасны и Пингвин с Женщиной-Кошкой: Колина Фаррела в гриме практически не узнать, но отыгрывает он при этом прекрасно – ещё раз убеждаюсь, что этот актёр способен выдержать и блестяще исполнить любую роль. А Зои Кравец хотя бы показывает не вычурно-гламурный образ, как было с Энн Хэтуэй, а вполне себе демократичного персонажа, чей «супер костюм» на минималках и реалистичный бэк-граунд как бы показывают девушкам из нового времени, что Женщина-Кошка – это не про обтягивающий латекс и соблазнительность – а про трудную судьбу и неприглядные детали жизни молодых девушек из гетто, которым приходится быть быстрыми, хитрыми и решительными, чтобы выжить в этом суровом, и всё же остающемся во многом мужском, мире.
По итогу – фильм получился очень даже достойным, с выверенными качественными персонажами, и рассказывающим, казалось бы, уже знакомую, но немного другую историю. Рыцарь, ставший в этой версии молодым «Тёмным хипстером» – имеет полное право на существование – подобно лимитированному изданию редкой серии комиксов о любимом персонаже, в которой образ его предстаёт в непривычном – и оттого ещё более привлекательном и интересном для читателя (и зрителя) виде. Семь из десяти за немного растянутый сюжет, в остальном нареканий к фильму не имею. Для просмотра дождливым летним / осенним вечером подойдёт идеально.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь 👇🏻, ставьте лайк👍🏻 – и вы точно не пропустите новые поступления в «Книжной лавке Хеллы». До новых встреч! 😉📚✨