Найти тему

Возмездие Тёмного хипстера, или немного о новом «Бэтмене» Мэтта Ривза

Когда говорят о том, какое из воплощений Тёмного рыцаря было на экране самым сильным, я неизменно думаю о Кристиане Бэйле и Майкле Китоне. Почему-то, эти два актёра являются для меня самыми каноничными. Когда пару лет назад вышла новость, что очередной образ Бэтмена нам представит Роберт Паттинсон – я, честно говоря, не сильно-то верила в его успех. Однако по прошествии времени, с выходом цифровой премьеры фильма – моё мнение несколько изменилось. Но обо всём по порядку…

Привет, с вами «Книжная лавка Хеллы» - место, где вы всегда сможете подобрать для себя книгу или кино на вечер, с которыми вам не стыдно будет провести время. 🦉📚

Безусловно, новый «Бэтмен», за авторством Мэтта Ривза, очень сильно отличается от предыдущих фильмов линейки DC. Если того же Бена Аффлека удалось легко «встроить» во вселенную пресловутого «Отряда самоубийц», то с Бэтменом Роба Паттинсона такое вряд ли бы «прокатило» - просто потому, что картинка, созданная этим невероятно талантливым, и немного странным актёром, никак не вписывается в карнавальный мир, придуманный до него Дэвидом Эйром, и получившим дальнейшее своё развитие в руках Джеймса Ганна.

"Бэтмен" (2022), реж. Мэтт Ривз. Официальный постер. Фото из свободных источников
"Бэтмен" (2022), реж. Мэтт Ривз. Официальный постер. Фото из свободных источников

По сюжету, новый Брюс Уэйн «работает» в должности супергероя всего второй год, а потому вызывает не слишком-то много уважения со стороны «настоящих» блюстителей правопорядка. Из всех полицейских, ближе всего он общается только с комиссаром Гордоном, который здесь представлен, в кои-то веки, настоящим дотошным копом, с пристрастием анализирующим улики, а не просто мужчиной средних лет, пришедшим красиво постоять с блокнотом в руках рядом с Бэтменом. Когда в городе появляется таинственный преступник, самолично расправляющийся с высокопоставленными чиновниками, и оставляет при этом на месте преступления специальные загадки, адресованные Бэтмену, главный герой понимает, что оказывается втянут в очень серьёзную криминальную игру, в которой ставки растут с каждой минутой экранного времени.

Фильм наконец-то приобретает черты неонуарного детектива, в жанре которого и были изначально представлены оригинальные комиксы
Фильм наконец-то приобретает черты неонуарного детектива, в жанре которого и были изначально представлены оригинальные комиксы

Готэм Мэтта Ривза – это не просто пропитанный насквозь коррупцией легендарный мегаполис из комиксов. В нём, с первых минут появления на экране, чувствуется какая-то роковая обречённость – какую ранее мы могли видеть только в ставшем уже легендарным «Джокере», с Хоакином Фениксом. Этому во многом способствует и великолепная музыка, написанная для фильма композитором Майклом Джоккино – серьёзно, после саундтрека к «Дюне» Дэни Вильнёва, этот – второй в списке моих любимых за 22-й год.

Особо подчёркивает атмосферу «иного», более реалистичного на сей раз Готэма, использованная в кадре цветовая гамма. Если раньше город выглядел максимально приближенным к своему оригинальному изображению в комиксах – пёстрое гнездо с неоновыми огнями и обрывками цветных лоскутов нищеты, то теперь мы видим лишь тёмный, раскрашенный в цвета сепии и дождя, индустриально-промышленный городок, масштабы которого полностью открываются зрителю лишь в финальной сцене с прорывом дамбы.

"Бэтмен", кадр из фильма. Взято из свободных источников
"Бэтмен", кадр из фильма. Взято из свободных источников

И в этом городе обитают такие герои, как Бэтмен в исполнении Паттинсона. Режиссёр впервые показал легендарного персонажа больше как человека, нежели линчевателя в костюме мыши. Открытием для зрителя стало то, что Брюс Уэйн поначалу частенько работал и без маски – эффектная чёрная подводка для глаз и спортивный мотоцикл, сделали героя чем-то напоминающим знакового «Ворона», особенно в сочетании с тёмно-каштановыми, почти чёрными волосами актёра. Если честно, сцены с его расследованием в таком человечном амплуа понравились мне гораздо больше, чем сцены битв в классическом бэт-костюме.

Если вы смотрели картину, то помните, как он появился перед Альфредом в совершенно чёрной футболке, чёрных пижамных штанах и чёрных очках – это, да еще и фирменная, немного «эдвардовская» бледность – сделали образ Уэйна одновременно узнаваемым и иронично-нахальным, чего, как мне кажется, так не хватало ему в предыдущих картинах. Но смысл такого хипстерского перформанса как раз в том, чтобы стать ближе к современному поколению молодых зрителей, которые уже давно воспринимают Бэтмена как старенького грузного супергероя с пистолетом-гарпуном. Стремление режиссёра омолодить и освежить образ Уэйна несомненно пошло всему фильму на пользу.

Брюс Уэйн едва ли не впервые представлен живым молодым человеком, у которого, к тому же, есть и собственный, брутально-готический стиль
Брюс Уэйн едва ли не впервые представлен живым молодым человеком, у которого, к тому же, есть и собственный, брутально-готический стиль

Особо хорошо работает этот приём в совокупности с закадровыми рассуждения молодого Бэтмена, когда он ведёт дневник и попутно рассказывает зрителю о том, как дни в его представлении «сливаются в один длинный, беспросветно-тёмный туннель, и всё больше сил нужно, чтобы вспомнить то, что было вчера». Это, и ещё постоянная одержимость героя травмой из своего прошлого – добавляют Уэйну Паттинсона своеобразного меланхоличного шарма. Эмпативный герой, близкий людям, но в то же время постоянно держащий некоторую дистанцию между собой и зрителем – это, несомненно плюс.

Великолепны здесь и все герои второго плана: так, Пол Дано в образе Загадочника оказался не таким искромётным весельчаком, каким мы видели его в исполнении Джима Кэрри. Однако его обыденность и скромность делают его во сто крат опаснее, что великолепно чувствуется через экран. Являясь антагонистом, и в то же время как бы альтернативной версией того самого «возмездия», смысл которого в финале картины раскрывается с самым, что ни на есть, библейским масштабом – Дано удаётся выдержать характер своего героя и присущий ему, отнюдь не карикатурный саспенс – до самого конца.

Пол Дано в роли Загадочника. Боже, а ведь это был Пьер Безухов в недавней экранизации "Войны и Мира"!)
Пол Дано в роли Загадочника. Боже, а ведь это был Пьер Безухов в недавней экранизации "Войны и Мира"!)

Прекрасны и Пингвин с Женщиной-Кошкой: Колина Фаррела в гриме практически не узнать, но отыгрывает он при этом прекрасно – ещё раз убеждаюсь, что этот актёр способен выдержать и блестяще исполнить любую роль. А Зои Кравец хотя бы показывает не вычурно-гламурный образ, как было с Энн Хэтуэй, а вполне себе демократичного персонажа, чей «супер костюм» на минималках и реалистичный бэк-граунд как бы показывают девушкам из нового времени, что Женщина-Кошка – это не про обтягивающий латекс и соблазнительность – а про трудную судьбу и неприглядные детали жизни молодых девушек из гетто, которым приходится быть быстрыми, хитрыми и решительными, чтобы выжить в этом суровом, и всё же остающемся во многом мужском, мире.

Зои Кравец в роли Женщины-Кошки, как она есть - без грима, так сказать.  Кадр из фильма "Бэтмен". Фото из открытых источников
Зои Кравец в роли Женщины-Кошки, как она есть - без грима, так сказать. Кадр из фильма "Бэтмен". Фото из открытых источников

По итогу – фильм получился очень даже достойным, с выверенными качественными персонажами, и рассказывающим, казалось бы, уже знакомую, но немного другую историю. Рыцарь, ставший в этой версии молодым «Тёмным хипстером» – имеет полное право на существование – подобно лимитированному изданию редкой серии комиксов о любимом персонаже, в которой образ его предстаёт в непривычном – и оттого ещё более привлекательном и интересном для читателя (и зрителя) виде. Семь из десяти за немного растянутый сюжет, в остальном нареканий к фильму не имею. Для просмотра дождливым летним / осенним вечером подойдёт идеально.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь 👇🏻, ставьте лайк👍🏻 – и вы точно не пропустите новые поступления в «Книжной лавке Хеллы». До новых встреч! 😉📚✨