1. Игорь Стравинский отличался феноменальным трудолюбием. В молодости он мог сочинять по 18 часов в сутки, а в 75 лет у него был десятичасовой рабочий день. До обеда Стравинский около пяти часов занимался композицией, а затем ещё столько же времени посвящал оркестровке или переложениям.
2. Стравинский — композитор-революционер. Его шедевры — особенно в балетном жанре — разделили историю музыки на «до» и «после».
В 1913 году в Париже состоялась скандальная премьера балета «Весна священная». Грандиозное звуковое полотно, заряженное энергией древних языческих ритуалов, изменило все прежние представления об органике ритма, который в музыке Стравинского постоянно менялся. Утончённая парижская публика испытала культурный шок: зрители топали и свистели, называя музыку отвратительной, а балетмейстеру Нижинскому пришлось, стоя за кулисами, отсчитывать ритм для танцовщиков, потому что крики в зале заглушали оркестр. После премьеры один из критиков сказал: «Композитор написал партитуру, до которой мы дорастём только к 1940 году». Сегодня «Весна священная» входит в репертуар лучших балетных коллективов и оркестров мира.
3. В молодости Стравинский пять лет учился у Николая Римского-Корсакова. У великого русского классика он перенял очень многое — от существенных черт музыкального языка до манеры сочинять за роялем, носить каракулевую шубу и две пары очков одновременно. Оба мастера прошли через несколько этапов в своём творчестве: Римский-Корсаков — от романтизма XIX века («Садко», «Шехеразада») до модернизма («Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок»), а Стравинский — от фольклорно-эпических полотен («Жар-птица», «Петрушка») до додекафонных опытов («Агон», «Плач Иеремии»).
(Фрагмент из балета Стравинского "Жар-Птица")
4. Одним из соперников Стравинского был его младший современник Сергей Прокофьев. Оба были «гражданами мира», работали в разных странах и сотрудничали с балетной антрепризой Сергея Дягилева. При этом их творческие индивидуальности были различны: музыку Стравинского можно сравнить с кубическими формами Пикассо, а Прокофьева — с буйством красок на полотнах Матисса.
5. Музыка Стравинского долгие годы была запрещена в СССР. Но в эпоху оттепели, в 1962 году, Игорь Фёдорович принял приглашение отметить своё восьмидесятилетие на родине и дал несколько концертов в Москве и Ленинграде. Душой Стравинский навсегда остался верен дореволюционной России. Когда один из советских журналистов задал Стравинскому вопрос о его любимой птице, мэтр саркастично ответил: «двуглавый орёл».