Начну, так сказать, издалека.
Полезен ли интернет писателю? Что за вопрос, да. Ещё как да! Есть куча литературных платформ, где можно совершенно бесплатно, то есть даром, опубликовать свои творения. И даже чего-то там заработать на них. Если повезёт. Если повезёт ещё больше, то можно заработать нечто поценнее — некоторую известность.
И никаких посредников редакторов на этом длинном и трудном, может быть, невыносимо длинном и трудном, но… всё-таки, чертовски приятном, пути, теперь НЕ ТРЕБУЕТСЯ. Продвигать свою книгу можно с помощью человечка, шарящего в продвижении. Ну, если есть деньги. А если денег нет… ничего страшного! Можно заниматься продвижением лично.
Но, образно выражаясь, это одна полоса дороги. А есть ещё вторая, чисто техническая. Вернее, знаково-буквенная. Писатель ведь человек творческий, мечтательный. Унесёт его мысль в дальние дали, он лишний пробел и причпокает. А ещё может ввернуть в текст та-а-акой оборот… Или до зубной боли затянет диалог.
Короче, все эти мелкие, но неприятные погрешности следует устранять. Понятно, что автор может сделать это самостоятельно. С пробелами и прочими орфографически-пунктуационными бяками бороться относительно просто. А вот синтаксические и стилистические косяки легко пропустить. Особенно, если не считаешь их косяками…
Итак, редактор писателю не враг. А ХОРОШИЙ редактор — друг, товарищ и брат. Ну и, конечно, редактор. Я думаю, что хорошим редактором может быть любой сочувствующий конкретному писательскому таланту. Правда, с оговоркой — этот человек должен быть более-менее грамотным и образованным.
Вроде бы за редактором далеко ходить не надо. Им может стать родственник или друг. Увы, мало в этом мире родственников и друзей, готовых к подвигам вычитывания текстов, нередко не в единственной редакции. В общем, чаще всего редакторы — профессионалы. С подходящим образованием.
Я пользуюсь редакторскими услугами. Пока — в кругу семьи. А хотелось бы профессионала — такого, кто не испортит мой авторский замысел подгонкой текста под правила. Но его ещё найти нужно, СВОЕГО редактора. Кроме того, меня ужасно злят любые замечания. В чём я ни разу не оригинальна. И с холодной головой я вычёркиваю только то, что сама считаю лишним.
Но если мои домашние редакторы говорят, что «скучно» или «путано», режу текст. Сердце жмёт, душа болит. А уж когда тебе указали на фрагмент, который тебе нравится… Особенно часто я слышала слово «непонятно», когда писала «Катализатор смерти». Что поделаешь, фантастика, а в фантастике всё странное. Так что некоторые вещи объясняла «на пальцах», а потом... исправляла, как бы ни дрожали эти самые пальцы, и ни навертывались слёзы...