Сегодня в споре с одним очень-очень упертым товарищем, я высказал мысль, что у Союза не было дальней авиации, то бишь уничтожить промышленные центры Германии просто не было возможностей. А потом вспомнил, что вроде бы в самом начале войны Берлин бомбили... Начал копать интернет и наткнулся на такую вот интересную машину, с интересной и трагической судьбой.
Дальний ДИЗЕЛЬНЫЙ !!!! бомбардировщик ЕР-2 . К 1930 году СССР столкнулся с ИЗБЫТКОМ (удивительное явления для социализма) керосина и газойля, массово получавшихся при примитивной перегонке нефти на НПЗ в СССР. При этом использовать дизель для дальнего бомбардировщика выглядело очень привлекательной идеей, ведь он при равной с бензиновым двигателем мощности, имеет намного меньший расход топлива ! Партия выдала указания начать работы, пока еще свободный конструктор А.Д.Чаромский взялся за дело.
Лето 1933 - первый опытный образец
1935 - первые государственные испытания, в которых двигатель показал номинальную мощность в 750л.с., максимальную - 814л.с. Ресурс - 50 !!!!!! часов, вес двигателя - 1021кг....
Осень 1938 Чаромский и его сотрудники из ЦИАМ встретили в "шарашке" - ОТБ НКВД при заводе №82. Но работу над авиадизелем продолжили. Просто уже не за зарплату, а за миску лагерной баланды.
В 1940 году АН-1РТК переименовали в М-40. Четыре ТК-88 обеспечивали 1000л.с. до высот 5,5-6 км, взлетная мощность - 1250л.с.
А в апрель 1941 года нашего героя, самолет ЕР-2 подружили с М-40Ф.
И тут начинается большая путаница : согласно источникам, есть и другой авиадизель, М-30, который тоже вышел из под кульмана Чаромского. И при равных с М-40 показателях был надежней. В мелкую серию пошел в самом конце войны. Сразу же после войны программа авиадизелей была свернута.
М-30, авиадизель
Из построеных, скорее опытных машин сразу после начала войны сформировали 420-й дальнебомбардировочный авиаполк, а уже через несколько дней, полк понес первые потери. Во время тренировочного полета самолет №75 попал под атаку И-16, советских зенитчков и летчиков-истрибителей никто не познакомил с силуэтом нового бомбардировщика, который своим двухкилевым оперением очень напоминал Bf 110...
А 10 августа начался отсчет боевых будней. Вечером этого же дня, вслед эскадрой из 33 машин ТБ-7 на Берлин ушли и Ер-2. Должны были взлететь 28 машин. Но после того, как четвертая машина будущего дважды Героя Советского Союза А. И. Молодчего из-за короткой грунтовой полосы и перегрузки не сумела взлететь, скатившись в канаву, остальным ЕР-2 взлет запретили. До Берлина долетели, видимо, три машины, а домой вернулся только экипаж летчика В. М. Малинина. Самолет Степанова взорвался над целью, а экипаж пропал без вести, Ер-2 Кубышко был сбит своими же истребителями...
Несмотря на то, что летчикам самолет нравился, особенно при эксплуатации его по назначению, как дальний бомбардировщик, самолет постоянно преследовали неудачи. Постоянно выходили из строя моторы, сальники и другие резиновые уплотнители не держали масло (вообще мне кажется, что РТИ в СССР и России это нечто заколдованное. Через 50 лет после войны, на той же ВАЗ 21214 "Нива", даже на НОВОЙ машине подтекают сальники. Чудеса ... ) Частенько моторы просто горели. Были и большие проблемы с подготовкой длинных полос для этих тяжелых машин. В 43 году, последние 6 уцелевших машин были отправлены обратно на завод, в Иркутск. Для переборки и переоснащения новыми двигателями. После войны, ЕР-2 был сразу снят с вооружения, а самолеты, даже новые, разобраны. Ну и про знаменитое советской качество . Это написал военный летчик, которого тяжело заподозрить в "либерализме" :
«Ер-2 оказался чудом, а не машиной, причем чудом в обоих смыслах слова. Среди летчиков ходила такая байка. Если перегонщик с Иркутска до Москвы летит и не видит каждые 10 минут лежащий на земле Ер-2, значит, он сбился с маршрута… Слабым местом Ер-2 были топливные насосы. А в дизелях ведь карбюраторов нет, там непосредственно впрыск топлива в цилиндр и уже за счет сжатия начинается воспламенение. Соответственно, топливные насосы должны держать высокое давление и давать точный уровень впрыска в каждый цилиндр. А цилиндров там было двенадцать штук — два ряда по шесть. И советское производство, к сожалению, не обеспечивало должного качества. А в остальном у самолета была прекрасная тяга, прекрасная аэродинамика…
Ну и наш старый знакомец, про которого у меня есть статья,https://zen.yandex.ru/media/id/618a5307a0819d2f77c6a1bf/62788ec1794d713356799480, здесь он в ипостаси топливозаправщика :