Действующий регламент приняли в 2017 году, а этим летом ему на смену придёт новый порядок надзора за соблюдением ПДД. Он добавляет несколько новаций: инспекторы смогут скрытно патрулировать дороги в гражданской одежде, а нарушения фиксировать дронами. Подробности ниже.
Скрытый патруль станет ещё скрытнее
Как и старый регламент, новый порядок допускает патрулирование дорог на автомобиле «без специальной цветографической схемы». Из добавлений: теперь без опознавательных знаков будут не только машины, но и люди. По решению руководителей территориальных органов МВД сотрудники при скрытом патрулировании могут не носить форму – то есть отличить их от обычных водителей станет совсем невозможно.
Скрытые патрули ранее использовали для контроля самых значимых нарушений — например, выезда на встречную полосу. Теперь список их «целей» пополнило ещё и «опасное вождение» – камеры его не фиксируют, да и вообще критерии, при которых вождение считается опасным, довольно расплывчаты. Наказание за него тоже пока не существует, но появится в новой редакции КоАП, которую лишь готовят к принятию.
«Засады» запрещены, но есть исключение
Прятать патрульную машину в кустах, чтобы выполнить план по штрафам, по-прежнему нельзя. Новый приказ сохраняет требование использовать патрульный автомобиль так, «чтобы он был отчётливо виден участникам дорожного движения». Однако есть и исключение: аварийно опасные участки дорог. На них патрульный автомобиль можно размещать и под горкой, и за поворотом — всё ради снижения этой самой опасности. Так что если вас остановили «из засады», знайте – на этом участке часто бьются. Если, конечно, вам от этого станет легче.
Квадрокоптер следит за тобой
Авиация в регламенте ГИБДД упоминались и раньше: вертолёты, мотодельтапланы и даже дирижабли. Беспилотные летательные аппараты в списке появились относительно недавно, а реальное массовое использование началось лишь в минувшем году: дроны начали следить за выездом на встречную полосу. В будущем список правонарушений, которые может зафиксировать квадрокоптер, наверняка расширится. Новый регламент не ограничивает его никак.
Проверка документов остаётся причиной остановки
Инспектор не имеет права останавливать без причины, а водитель имеет право эту причину знать. До 2017 года проверка документов достаточной причиной являться не могла, инспекторы ссылались на один из трёх возможных по старому регламенту вариантов: признаки нарушения ПДД, ориентировка или спецмероприятие. Особенно в ходу было последнее: «Назовите причину остановки» — «У нас спецмероприятие» — «А покажите тогда приказ» — «А мы не обязаны».
Пять лет назад эта игра стала ненужной: проверка документов на право пользования и управления вернулась в перечень причин для остановки транспортного средства. Дискуссионным остался вопрос, правомерна ли проверка сама по себе, или её должны проводить по обоснованным подозрениям. К сожалению, новый регламент ничего в этой дискуссии не изменил.
Выписать штраф сможет каждый
Новость, косвенно тоже связанная с новым порядком надзора: летом должно заработать всероссийское мобильное приложение для фиксации нарушений ПДД вообще любым желающим. По данным Autonews.ru, за разработку отвечает Московский департамент транспорта, а поручение адаптировать законодательство к 1 июня 2022 года дал сам Владимир Путин. Федеральное приложение будет работать по аналогии с «Помощником Москвы», с помощью которого жители столицы давно наказывают наглых нарушителей, паркующихся на газонах и тротуарах.
Фото: A42.RU