Здравствуйте!
Знаю, многие пренебрежительно отзываются о Новороссийске. Мне же этот город понравился. Считаю, что его стоит посетить хотя бы за тем, чтобы увидеть своими глазами легендарную Цемесскую бухту, прогуляться по набережной Серебрякова и побывать на экскурсии на крейсере "Михаил Кутузов".
Да, на крейсер можно попасть только с экскурсией. Её начинают, когда набирается группа от 10-12 человек. Но в нашем случае были все 25. Экскурсия непродолжительная, к сожалению. Но, всё равно, корабль стоит того, чтобы на него подняться.
Подобных крейсеров было 14
Проекту присвоен был номер 68-бис, и по нему планировали построить 25 кораблей. И даже 21 корабль был заложен. Но достроили только 14. В НАТО проект называли "Свердлов" - по имени первого крейсера этой серии.
Строительство крейсеров 68-бис началось в 1949 году, и к середине 50-х годов 14 кораблей были построены. Они назывались "лёгкими" крейсерами, но на самом деле это были огромные корабли: длиной около 210 метров, шириной - 22 метра, с осадкой более 7 метров и бронёй 10 см и более. В автономном плавании, то есть, без захода в порт, корабли могли находиться месяц.
Если раньше корпусы кораблей собирались на заклёпках, то крейсеры серии 68-бис впервые имели цельносварные корпуса. С середины 50-х годов эти "лёгкие" крейсера составляли боевое ядро военно-морских сил CССР.
Звезда крейсеров этой серии, доблестных морских служак, начала закатываться в 80-е годы, во время "перестройки" и разоружения. Большая часть кораблей была списана и продана за границу как металлолом, за копейки.
Например, один из крейсеров был продан в Турцию - якобы на металлолом. Но фактически был Турцией перепродан в США, и был там сперва тщательно исследован, а потом использовался как мишень для учений. И американские моряки были поражены, когда после ураганного торпедного обстрела крейсер остался на плаву - благодаря броневому поясу корпуса.
"Михаил Кутузов" - последний из могикан
Это легендарный крейсер. Он строился на Николаевской верфи и был спущен на воду в августе 1954 года - двенадцатый по счёту из 14 кораблей этой серии. Приписан был к Севастопольскому порту. Нёс службу, выходил на боевые дежурства в Чёрном и Средиземном морях.
Он напрямую не участвовал в боевых действиях, но считается официально участвовавшим в двух вооружённых конфликтах. Во время арабо-израильской войны крейсер стоял в Александрии и сам по себе был мощным стабилизирующим фактором.
Во время Карибского кризиса (1962 г.) корабль был полностью подготовлен у укомплектован командой для похода к Кубе (планировалась переброска войск на остров). Однако политическая ситуация изменилась, и поход был отменён.
"Михаил Кутузов" в разные годы посещали король Эфиопии, президент Индонезии, глава Египта и шах Ирана. Здесь снимался в 1961 году фильм "Увольнение на берег" и в этом же году на крейсере побывал Юрий Гагарин.
Да, и ещё именно на этом крейсери испытывали самые первые корабельный вертолёты Ми-1 и Ка-15.
Был случай, крейсер попадал в 9-балльный шторм, и угол крена составлял 67 градусов. Корабль буквально лёг на борт! Однако после удара волны сразу выровнялся. И пришёл после шторма в порт своим ходом, с незначительными повреждениями.
В 1987 году, когда большая часть его собратьев была утилизирована или продана за границу как металлолом (вместе со всем вооружением!), "Михаилу Кутузову" повезло - без всяких кавычек! Его перевели в резерв. И официально он оставался на службе (стоял в "отстое" в Новороссийске) до 1992 года.
Собирались и этот корабль "толкнуть" куда-нибудь как металлолом, за копейки. И уже было подписано распоряжение Главнокомандующего ВМФ. Но командование и экипаж крейсера направили письмо Е. М. Примакову с просьбой сохранить корабль. И Евгений Максимович отменил директиву ГК ВМФ и распорядился превратить корабль в музей, оставив его в составе флота.
"Михаил Кутузов" остался в Новороссийске, где стоял в "отстое", хотя приписан был к Севастополю.
В 2002 году, в День ВМФ, "Михаил Кутузов" принял на борт гостей уже как музей.
Экскурсия на крейсер "Михаил Кутузов"
Когда я поднялась на палубу корабля, меня даже трепет какой-то охватил: вот это мощь, вот это громадина! Ничего себе - "ЛЁГКИЙ" крейсер!
Экскурсоводом был мужчина примерно моих лет, рассказывал эмоционально и интересно. Чувствовалось, что он очень любит этот корабль, знает про него много, и старается рассказать нам как можно больше. Но экскурсия - всего 40 минут. А так много нужно рассказать! И группа большая - человек 20, минимум. А в группе дети дошкольного и младшего школьного возраста, которым родители не объяснили, как нужно вести себя в музеях.
Началась экскурсия с обхода палубы и осмотра вооружения. Я не сильна в технических терминах и характеристиках. Но вооружение крейсера и по сегодняшним меркам нельзя назвать безнадёжно устаревшим. Оно, кстати, на крейсере всё в исправном состоянии, просто на консервации. А мореходные качества корабля и сегодня - одни из лучших.
Всем желающим можно было позвонить в корабельный колокол. Разумеется, и я не упустила возможности. Звонкий!
Потом по узким лестницам мы спустились в кают- компанию, где экскурсовод рассказал историю крейсера. На стенах кают-компании - множество фотографий, рассказывающих о жизни корабля. К сожалению, рассмотреть всё как следует времени нам не дали.
По другим помещениям крейсера мы пробежались галопом. Заглянуть получилось не во все, сфотографировать тоже не всегда была возможность: группа большая, и всё бегом-бегом-бегом... Экскурсовод просит не задерживаться, сзади подпирают, коридоры узёхонькие... Поэтому и фотографий, увы, не много.
Вообще, на крейсере 3 палубы и 3 платформы, несколько сотен помещений. Но заглянуть разрешено было только в некоторые, в том числе в матросский кубрик и каюту офицеров. Думаю, другие помещения ещё не приведены в такой вид, чтобы можно было показать туристам.
Находясь на палубе, обратила внимание, что деревянное покрытие сильно подгнившее. Да и в целом, показалось, что состояние крейсера оставляет желать... Вечная проблема - деньги...
Ходили слухи о переезде в Севастополь...
В 2016-2017 годах начались разговоры о том, чтобы перевести "Михаила Кутузова" в Севастополь - в порт приписки. Дескать, корабль-музей должен находиться дома. И за это выступали многие высокопоставленные военные и чиновники.
Но, судя по тому, что корабль всё ещё стоит в Новороссийске, кто-то мудрый решил, что пусть остаётся всё как есть. В стране есть и другие задачи, которые нужно решать. Затевать переезд корабля на новое место - это слишком затратно. И местонахождение корабля-музея принципиального значения в этом случае не имеет.
Крейсер "Михаил Кутузов" - сколько стоит билет
Цена билета - 300 рублей.
Для школьников, пенсионеров и инвалидов - 100 рублей.
Музей работает ежедневно, кроме вторника. Этот день у музея - выходной. Часы работы - с 10 до 18 часов.
Профессиональная фото- и видеосъёмка оплачиваются дополнительно. Фотосъёмка - 1000 рублей, видеосъёмка - 2000 рублей.
Несмотря на то что экскурсия мне показалась слишком скоротечной и несколько скомканной, я всё же рекомендую побывать на крейсере. Деньги небольшие, а ощущения от пребывания на таком судне - совершенно особенные. Тем более, может, сейчас уже что-то изменилось, открыли для посещения новые помещения.
Кстати, очень интересно будет подросткам. С нами был 15-летний молодой человек, так вот ему экскурсия очень понравилась.
Спасибо за внимание к статье!
Здоровья всем!
#новороссийск #михаил кутузов #крейсер михаил кутузов #блог о путешествиях #отдых в россии