Найти тему
Kinoryba

Yes – Time And A Word (1970).

Второй альбом одной из трех знаковых прог-рок групп Англии. И не читайте критиков, которые уже пятьдесят лет ругают эту запись. Они все эти пятьдесят лет смотрят статьи предыдущих критиков и пишут то же самое – а дальше будет только хуже. Потому что и читать и слушать современные критики отучаются с дикой силой, как будто соревнуются – кто хуже слышит, кто хуже пишет и кто глупее. Альбом Time And A Word – прекрасен. В нем совершенно нет пафоса и занудства, как в расхваленном теми же критиками Tales From Topographic Ocean, который я, как преданный любитель и, можно сказать, фанат этой группы, так до конца за всю свою жизнь ни разу и не дослушал, а Рик Уэйкман и вовсе ушел из группы после записи этой музыкальной пустыни. Торжественное оркестровое начало – очень быстрый темп – и начинается сумасшедшая игра Криса Сквайра на бас-гитаре – конечно, вместе со всей группой – песня Ричи Хэвэнса No Opportunity Necessary, No Experience Needed – совершенно новый звук для британской сцены 1970 года, совершенно новый темп для групп тех лет, играющих «прогрессив» - никаких пауз, пространных размышлений, задумчивых проигрышей – группа бросается вперед и музыканты играют с такой энергией, словно бегут спринтерскую дистанцию. Then – песня, вроде бы, прозрачная и кажется медленной по партии голоса, но сопровождение не сбрасывает темп, Бруфорд и Сквайр торопят, играют в десять раз больше нот, чем сыграла бы любая другая группа – и это совсем не лишнее, это тащит за собой, не дает расслабиться ни на миг, это настоящий Рок – с большой буквы. Разве что, только не просто «рок» - а безумно сложный и красивый, фантазийный и намекающий на близость к традициям классической музыки. Yes играют здесь и Стивена Стиллса – Everydays – американская психеделия становится английским классическим прог-роком с органом Тони Кея и гитарой Бэнкса, с быстрой частью, в которую снова врываются Бруфорд и Сквайр, сопровождая попеременные соло органа и гитары. Гипероптимистичная Sweet Dreams Андерсона – в точности то, что будут играть Yes дальше и то, что принесет группе славу – вся разница только в отсутствии здесь Стива Хау, но до его прихода в группу остались считанные дни. The Propeth Андерсона и Сквайра – выход из мрачной партии органа и подключившегося к ней оркестра в чисто «йесовское» поле – с небесным голосом Андерсона и очень живой игрой всей группы – Yes всегда играли быструю музыку – даже на самых «концептуальных» и длинных альбомах – партии каждого музыканта так насыщены, так плотны, что нет ни секунды для передышки. Yes – быстрая группа – и этот альбом – доказательство. Питер Бэнкс, ушедший из группы сразу же после записи альбома играет совершенно в духе Стива Хау, только с другим звуком – Хау играл так в Tomorrow, еще не придя в Yes – и неизвестно, каким образом стили гитаристов так совпали. Оркестровая Clear Days – очень красивая, но кажется каким-то вставным номером, больше подходящим для будущих сольных альбомов Андерсона. И – Astral Traveller - моя любимая вещь с этого альбома. Вот здесь уже сложившийся фирменный стиль Yes – бешеный темп, медленная партия голоса, виртуозная басовая партия, классические гитарно-клавишные вставки, ударные, которым незачем играть сольные куски, потому что они и так все время их играют. И – ангельские мелодии Андерсона. Time And Word – осторожный орган с вибрато, поднимающаяся шаг за шагом - словно по ступенькам - партия голоса, гармония из мажора уходящая в минор и возвращающаяся к светлому, торжественному и, одновременно с этим, лиричному финалу – фирменный прием Yes. Каждая их песня в музыке – борьба тьмы и света, где свет всегда побеждает. Этим Yes и прекрасны. И этот альбом – в списке ярчайших записей группы