Давайте лучше попробуем разобраться с чем-то более очевидным (как бы). Со свободой выбора, например.
"Свобода выбора", она же "свобода воли" -- краеугольный камень всего человеческого самопонимания, согласны?
Я делаю то-то и то-то, потому что именно я так решил.
Довольно распространенное представление, из которого масса всяких неразрешимых конфликтов вырастает, гордыни и депрессий, взлетов и падений -- ну, и прочих подобных аттракционов внутренней и внешней жизни. Да, собственно, само это "я" -- и есть в значительной мере предполагаемый субъект любых волеизъявлений. Короче, грех было бы однажды не рассмотреть эту самую предполагаемую свободу повнимательнее.
И начать, наверное, стоило бы с остальной природы.
В которой, природе, при ближайшем рассмотрении обнаруживается удивительно много сложноскоординированной операционной активности -- произвольных действий, если по-нашему.
Не только ближайшие родственники человека вовсю пользуются самостоятельно изготовленными примитивными орудиями.
Морские выдры таскают подмышкой удобные голыши, чтобы раковины моллюсков об них раскалывать. Птицы строят и посильно украшают сложные брачные шалаши и выколупывают зажатой в клюве кактусовой иголкой личинок из-под древесной коры. Даже практически безмозглые рыбы -- некоторые из них -- создают и поддерживают геометрические узоры на песчаном дне в ходе тех же брачных ритуалов.
Пауки создают паутины, кроты роют сложные ловчие сети из радиальных и концентрических тоннелей, ласточки лепят из глины гнезда, ткачики их плетут, те же бобры создают запруды из поваленных стволов, укрепляя их илом и ветками...
Короче, куда не посмотри, все чего-нибудь да делают в окружающей их среде посредством лап, когтей, плавников, клювов, хелицеров и элементов той же среды.
И можно, конечно, сказать, что это они сами так решили. В каком-то смысле это даже будет верным -- но попробовали бы они решить как-нибудь по-другому!
Пожалуй, более близкой к истинному положению вещей была бы странная на первый взгляд формулировка вроде того, что скорее свобода выбора имеет тот или иной биологический объект, чем наоборот (ну, как -- "свобода"... скорее, неосознанная необходимость, бгг)
А что там с человеком?
Он ведь, если со стороны взглянуть, точно так же свободно оперирует доступными материалами и инструментами, в рамках генетически обусловленных стратегий поведения. И постоянно что-нибудь произвольно делает. Ну, на относительно объективный взгляд, да?
Но субъективно всё это ужасно разнообразное поведенческое манипулирование проживается несколько иначе, чем механический выбор наилучшего действия из возможных. Замечали, наверное, это постоянно присутствующее фоновое ощущение собственного решения по любому поводу. Очень, надо сказать, беспокойное чувство. Практически, ядовитое.
Есть ли у этого ощущения реальные основания? Другими словами --
Могли бы вы на самом деле в ситуации того или иного совершённого выбора -- выбрать что-то другое?
Какое-то принятое вами решение, оно точно было совсем ничем не обусловлено, и могло бы в тех же условиях и при тех же внутренних и внешних факторах -- быть каким-то иным? Вот точно-точно?
Базара нет, в памяти постоянно дотлевают все альтернативные варианты, и кажется, что выбор и в самом деле был и остаётся. Он, может, и был -- на этапе предварительного моделирования. Но выбран-то был в каждом случае какой-то один конкретный шаг. Одно решение было принято, одно действие было совершено -- не оба и не пять казавшихся возможными, верно же?
И вот, если не пялиться в память со всеми мерцающими там альтернативами, -- можете ли вы с полной уверенностью утверждать, что хотя бы раз в жизни на самом деле проявили пресловутую свободу воли?
На этом, пожалуй, надо бы остановиться и дать воображаемому читателю пересмотреть свою историю на каких-то конкретных примерах. Тут, возможно, его ждёт масса удивительных открытий.
А Шахерезада временно заканчивает дозволенные речи, ибо вечереет.
Оум!