"История – учительница жизни, ведь не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться младенцем."
Цицерон.
Русский советский философ, антиковед, переводчик, писатель, видный деятель советской культуры, профессор, доктор филологических наук. Все эти статусы принадлежат одному и тому же человеку – Лосеву Алексею Фёдоровичу. Родился он 23 сентября 1893 года и умер 24 мая 1988 года. За 94 года своей жизни он однозначно создал множество работ. Речь пойдёт про одну из них, которую я намерена изучить и пересказать так, чтобы каждый человек мог «вырасти».
Каждому из нас известно, что литература отражает жизнь социума, поэтому в преддверии углубления в саму литературу нас знакомят с особенностями развития общества до появления средневекового феодализма, который становится потолком античной культуры. Знакомство с тем временем помогает нам понять, на каких сваях держится искусство тех народов, которыми являются древние греки и древние римляне.
Какие же процессы происходили в их быту? Согласно тексту учебника общинно-родовая формация определяет собой жизнь этих народов.
«Формация – стадия общественной и экономической эволюции общества».
Под общинно-родовой формацией подразумевается то, что основой общественного развития непосредственно является община, то есть коллективный труд и коллективное потребление.
На данном этапе общественного развития люди тесно связаны с природой во всех отношениях, поэтому начинают воспринимать её как нечто одушевлённое, вследствие чего возникают мифы, которые и являются идеологией данного общества.
«Идеология – система идей и ценностей».
Общинно-родовая формация заменяется рабовладельческим строем. Что влечёт за собой данный строй? Благодаря ему была освобождена «общественная прослойка, которая получила теперь возможность специально развивать науки и искусства». То есть отдельные индивидуумы были освобождены от гнёта общины и получили возможность работать на себя, а не на её благо.
А вот рабовладельческой идеологией становится уже иное. Так как стало много свободных умов, то появилось больше способов к поиску средств существования. Мифологию заменяет жажда рационального зерна – наука, философия. Помимо этого появляется литература и религия, где больше всего ценится единство красоты (внутренней и внешней) и искусства.
«...Блажен человек, если Музы
Любят его: как приятен из уст его льющийся голос!
Если нежданное горе внезапно душой овладеет,
Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь
Песню услышать служителя Муз, песнопевца, о славных
Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,
И забывает он тотчас о горе совсем; о заботах
Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.»
"Теогония", 96-103, пер. В. В. Вересаева
Всем спасибо за прочтение и за возможность выложить данный конспект!