86,1K подписчиков

Почему старшая дочь Николая I скрывала от отца, что вышла замуж второй раз

883 прочитали

В, не побоюсь этого слова, шикарном, альбоме лейб-гвардии Конного полка, среди портретов Романовых, князей, графов и офицеров, есть портрет одного молодого адъютанта. Не знаю, как бы отнесся Николай I к его портрету в этом альбоме, если бы знал все, что будет дальше. Но нам не дано знать, что день грядущий нам готовит.

Акварель Гау для альбома Конного полка
Акварель Гау для альбома Конного полка

На момент создания портрета этот молодой человек служил адъютантом у военного министра Чернышева. Видимо тогда же он близко познакомился и со своей будущей женой, хозяйкой Мариинского дворца, герцогиней Лейхтенбергской и старшей дочерью императора Николая I – Марией Николаевной.

Сложно сказать, когда разошлись пути-дорожки «доброго малого» Максимилиана Лейхтенбергского и его жены. Была любовь, дети рождались если не каждый год, то раз в два года точно. Но потом все треснуло. В мемуарах одни обвиняют Максимилиана, другие – Марию Николаевну. Думается, оба были хороши. Но Максимилиана в итоге не стало, а у Марии уже была совсем другая любовь. И она собралась замуж.

Мария Николаевна, акварель Гау
Мария Николаевна, акварель Гау

Что не отнять у Марии Николаевны – она всегда добивалась, чего хотела. И плевать ей было «на мненье света», если она хотела добиться того, что ей взбрело на ум. А в 1853 году она твердо решила выйти замуж. За графа Григория Строганова, с которым уже несколько лет как закрутила роман.

Проблема заключалась в том, что спрашивать разрешения отца на такой брак было бесполезно. Николай Павлович не разрешил бы его ровным счетом никогда. Что, впрочем, не остановило его старшую дочь. Говорят, что она унаследовала упорный характер отца. Возможно и так. В этой истории он как раз и проявился, потому что 13 ноября 1853 года Мария Николаевна и Григорий Строганов обвенчались.

Почему-то принято считать, что Николай I до самого своего конца так ничего и не узнал об этой свадьбе. Вот интересно, КАК, император, который знал все и обо всех столице, не знал, какие амуры крутит его дочь в расположенном неподалеку Мариинском дворце.

Ведь, если задуматься, о свадьбе знали как минимум:

✅Цесаревич Александр Николаевич,

✅священник Иоанн Стефанов, проводивший венчание,

✅Татьяна Борисовна Потемкина, предоставившая домовую церковь для венчания,

✅свидетели: военный министр князь Василий Долгоруков, граф Михаил Вильегорский.

✅Перед этим свидетелем отказался быть брат Вильегорского Матвей.

Это уже несколько человек. И замечу, что у них, у всех были слуги – камеристки, камердинеры, кучеры и прочие истопники и горничные. Про них как-то обычно не вспоминают, но они были и слухами через них земля полнилась.

В, не побоюсь этого слова, шикарном, альбоме лейб-гвардии Конного полка, среди портретов Романовых, князей, графов и офицеров, есть портрет одного молодого адъютанта.-3

Смею предположить, что Николай I все-таки на самом деле очень любил своих детей и просто закрыл глаза на то, что случилось, при условии, что его не станут просить сделать хоть какой-то шаг в сторону офицального признания того, что случилось. Ведь законам Российской империи это ни в коей мере не соответствовало. Да и даже отец Григория Строганова был категорически против этой затеи, так как считал, что не дело Строгановых оказаться какими-то «примаками» у Романовых. Служить – ДА. Но не вот так в качестве мужа при великой княгине. Какая-то «Женитьба Бальзаминова», только на самом высоком уровне получается.

Да и не до замужества дочери Николаю Павловичу было в том момент. Потому что в июне 1853 года «Акелла промахнулся» и влез в войну с Османской империей. А в результате пришлось воевать со всей Европой. И закончилось все затопленным Черноморским флотом, оставленным Севастополем и Парижским трактатом. Может быть, все это тоже сыграло свою роль.

А все эти рассказы фрейлин в мемуарах, что «ах, если бы Николай узнал, то Марию отправили бы в монастырь…», «ах, это был такой риск…» - это просто ахи и вздохи, уж извините.

Вряд ли риск был на самом деле. Все просто играли свои роли. Ну а потом Александр II просто закрыл тему, признав морганатический брак.

И потом герцоги Лейхтенбергские, сыновья Марии Николаевны, зажигали по полной программе. Как и основательница рода российских Лейхтенбергских. Это у них, наверное, наследственной чертой было. Впрочем, с другой стороны – они же не совсем Романовы. Трон ведь не занимать. Вот и жили на всю катушку.

-----------

Кстати, мои читатели, Дзен перешел на новый формат. Увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, подписавшись на канал.