Найти в Дзене
Анастасия Миронова

"Русские это смердяковщина и лакейство" - с содроганием послушала лекцию Дмитрия Быкова о "Братьях Карамазовых". Молодец, что уехал! Адьё!

Где еще, в какой стране, школьный учитель или выпускница академии народного хозяйства могут выступать с платными лекциями по литературе? А если при этом говорить в лицо своей публике, что она - нация лакеев? В общем, в нашей литературоцентричной стране меня постигло новое открытие. О том, что несут народу привычные говорящие головы, я никогда не знала. Вслушиваться в слова Шульман, к примеру, я стала, когда увидела, что она записывает видео и даже дает целые лекции о Прусте. Так как у меня диплом по французской литературе того периода, я сразу распознала, что фрау Шульман владеет материалом плохо. И так я узнала, что человек несет наукообразную чепуху. Про Дмитрия Быкова я ничего не думала, его стихи кажутся мне простыми, романы - вымученными, я читала несколько его статей о литературе и слышала обрывки от пары лекций. И все. Что он там говорил на "Эхе", я не знала - не следила. Страниц его не читала. Однако была уверена, что хотя бы в литературе он, несмотря на "зашквар" в виде похва

Где еще, в какой стране, школьный учитель или выпускница академии народного хозяйства могут выступать с платными лекциями по литературе? А если при этом говорить в лицо своей публике, что она - нация лакеев? В общем, в нашей литературоцентричной стране меня постигло новое открытие. О том, что несут народу привычные говорящие головы, я никогда не знала. Вслушиваться в слова Шульман, к примеру, я стала, когда увидела, что она записывает видео и даже дает целые лекции о Прусте. Так как у меня диплом по французской литературе того периода, я сразу распознала, что фрау Шульман владеет материалом плохо. И так я узнала, что человек несет наукообразную чепуху.

Веселый Дмитрий Быков, заработавший на отъезд в США, читая русским лекции о том, что они - нация лакеев
Веселый Дмитрий Быков, заработавший на отъезд в США, читая русским лекции о том, что они - нация лакеев

Про Дмитрия Быкова я ничего не думала, его стихи кажутся мне простыми, романы - вымученными, я читала несколько его статей о литературе и слышала обрывки от пары лекций. И все. Что он там говорил на "Эхе", я не знала - не следила. Страниц его не читала. Однако была уверена, что хотя бы в литературе он, несмотря на "зашквар" в виде похвалы Киры Ярмыш или других либеральных мастаков, разбирается - все же, кафедру литературной критики в МГУ закончил.

Но вот вчера я искала, что бы интересного дать вам послушать (читать и мне некогда) о трактовках "Братьев Карамазовых", и наткнулась на лекцию Дмитрия Львовича аккурат об этой книге.

Извините, друзья, но так я, в очередной раз через литературу, поняла, что и эта говорящая голова городит чепуху. Очень наукообразную, напичканную цитатами, аллюзиям и важными мнениями чепуху.

Кому интересно из читавших внимательно роман, можете посмотреть сами. Кто не читал, не смотрите, не впадайте в прелесть, а то Дмитрий Львович унесет вас в стоячие воды.

Кратко о нескольких тезисах. Сначала - самый из самых. Быков считает наиболее сложными и интересными персонажами романа Смердякова и Лизу Хохлакову. Ок, имеет право. Далее Быков говорит о том, что четыре брата Карамазовых представляют четыре сферы духа России: любовь, ум, религиозность и, Смердяков - лакейщину. Потом - совсем удивительно: роман Достоевского, говорит Быков, о том, как лакейщина погубила Россию.

И далее - "Смердяков - самый русский персонаж". Ну, конечно, потому что же лакей. Кто мы для Дмитрия Львовича? Так, кошелечки на ножках, которые носили на его лекции последние свои тысчонки, зажатые в кулачке. Такая нация, да, за деньги ходит про литературу слушать - конечно, лакейская!

При этом Быков говорит, что роман "Братья Карамазовы" почти лишен художественности, что Достоевский "уходил в себя", типа, в рассуждения, забыв о художественном. Ок, тоже оставим: ну вот считает человек высокохудожественной книгу Киры Ярмыш, а роман Достоевского - не считает. Ладно бы с ним. Но тут же Быков говорит, что куда более художественен и хорошо сделан роман "Подросток".

А знаете, почему Дмитрию Львовичу "Подросток" кажется художественным, а "Братья Карамазовы" - не очень? А вот из-за такой цитаты в "Подростке"

"Он <господин Крафт> вывел, что русский народ есть народ второстепенный…<...> ... которому предназначено послужить лиiь материалом для более благородного племени, а не иметь своей самостоятельной роли в судьбах человечества"

Примечательно, что сразу после лекции о Достоевском Ютьюб предлагает мне послушать выступление Дмитрия Быкова о "генезисе русского фашизма". Для Дмитрия Быкова мы - народ смердяковых, лакеев и фашистов. Достоевский - тоже от того народа. И я вам совершенно точно говорю, что так Быков на Достоевского и смотрит, снисходительно называя его "конечно, большим писателем". Там же есть открытый урок Быкова о "Преступлении и наказании" - даже смотреть не буду.

Скриншот страницы в YouTube
Скриншот страницы в YouTube

Еще Дмитрий Быков предлагает нам воспринимать "Братьев Карамазовых" как роман мистический. И считать черта настоящим.

А, главное, господин литератор уверен, что этот роман Достоевского - самый не универсальный, не интернациональный - мол, он весь сшит из локальных тем и образов.

Извините, но роман этот глубоко интертекстуален, он построен весь на сложнейших аллюзиях на европейскую культуру и понятен исключительно им, европейцам. Элевскинские мистерии, библейский сюжет, Шиллер, испанская инквизиция... Европейцы, американцы и латиноамериканцы многократно его экранизировали, кажется, это наиболее часто экранизируемый роман Достоевского. Роман слишком европейский, поэтому его почти не трогают, не обсуждают, не ставят и не читают в Азии.

Русское там только преступление, как написал сам Достоевский - остальное все в романе европейское, он - о европейской христианской этике. И европейцы этот роман читают и знают. Что Дмитрия Быкова наверняка удивляет, потому что он убежден, что мало кто этот роман прочитал и уж совсем мало кто понял. Прямо как госпожа Шульман, убежденная, что в мире мало живых, "осиливших" Пруста или "Поминки по Финнегану".

Слов нет. Просто слов нет. И люди это слушают, даже деньги платят. Трещат на каждом углу о великом Быкове и великой Шульман. Но ведь это же глупость! Еще один спекулянт на массах. Читатель лекций для тех, кто не читает. Как на лекцию Шульман о Прусте вряд ли пришли люди, прочитавшие все семь томов и самые значимые критические работы, так и Быковым точно восторгаются люди, не читавшие внимательно того, о чем он рассказывает. Иначе бы они поняли, что он говорит пустое.

Кстати, вот что еще Дмитрий Быков думает о Достоевском

Фото: pikabu.ru
Фото: pikabu.ru

Что касается вопроса, где почитать про "Братьев Карамазовых". Читать большие научные монографии вы вряд ли будете, я понимаю, некогда, я и сама не буду - благо, в юности было время, сейчас его нет. Что послушать и посмотреть? Из современных филологов много писала о библейском и культурном контексте романа Татьяна Касаткина. Есть у нее и лекции об этом, но смотреть и слушать их трудно: говорит филолог очень неуверенно и сбивчиво... Но это, безусловно, серьезная величина и большой знаток Достоевского из числа наших современников.

Вот одна лекция, собственно, про аллюзии на Шиллера и элевсинские мистерии. Есть в сети несколько других. Если кому-то действительно хочется больше узнать о мире Достоевского, а времени читать или даже качать аудиокниги нет, попробуйте послушать Касаткину, это точно не Дмитрий Быков и уровень ее подготовки - не как у школьного учителя. И филолог Касаткина не пробросит вам между делом, что вы - нация лакеев